Относительно закона стоимости.

Глубокое различие (по меньшей мере по строгости употребляемых терминов) существует между понятием закона стоимости и возможностью его сознательного использования, выдвигаемой поборниками хозяйственного расчета и нами.

В учебнике по политической экономии говорится:

“В противовес капитализму, где закон стоимости действует как слепая и стихийная сила, противостоящая людям, в социалистической экономике закон стоимости осознан, а государство учитывает и использует его в практике планового ведения хозяйства.

Знание действия закона стоимости и его разумное применение непременно помогут руководителям хозяйств придавать производству рациональное направление, постоянно улучшать методы работы, использовать скрытые резервы, чтобы производить больше продукции и лучшего качества”.

Выделенные нами слова подчеркивают дух этих абзацев.

Закон стоимости мог бы действовать как слепая, но знакомая сила, и поэтому укрощаемая или используемая человеком.

Однако этот закон имеет свои особенности. Первое: он обусловлен существованием общества с рыночными отношениями. Второе: результаты труда не поддаются измерению a priori и должны отражаться на рынке, где происходит обмен между производителями и потребителями. Третье: рынок это единое целое, включающее и мировой рынок, и изменения или отклонения в некоторых отраслях производства, которые отражаются на итоговых результатах. Четвертое: в силу того, что закон носит экономический характер, он действует в основном как тенденция, а в переходные периоды эта тенденция должна логически стремиться к исчезновению.

Несколькими абзацами ниже в учебнике говорится:

“Социалистическое государство использует закон стоимости, осуществляя посредством финансирования и кредитной системы контроль над производством и распределением общественного продукта.

Овладение законом стоимости и его использование применительно к плану представляют огромные преимущества социализма над капитализмом. Благодаря овладению законом стоимости его действие в социалистическом хозяйстве не влечет за собой расточительства общественного труда, неотделимого от анархии производства, свойственной капитализму. Закон стоимости и связанные с ним категории: деньги, цена, торговля, кредит, финансы успешно используются Советским Союзом и странами народной демократии в интересах строительства социализма и коммунизма, в процессе планового ведения хозяйства”.

Это может считаться верным только по отношению к общим размерам стоимости, произведенной для непосредственного потребления населением, и соответствующим фондам, предназначенным для приобретения соответствующих товаров, и это мог бы сделать любой капиталистический министр финансов с относительно сбалансированными финансами. В этих рамках есть место для любых частичных искривлений закона.

Далее в учебнике отмечается: “Товарное производство, закон стоимости и деньги прекратят свое существование только при достижении высшей фазы коммунизма. Но для создания условий, обеспечивающих прекращение товарного производства и товарооборота на высшей стадии коммунизма, необходимо развивать и использовать закон стоимости и товарно-денежные отношения в период строительства коммунистического общества”.

Почему развивать? Мы понимаем, что в течение некоторого времени будут сохраняться категории капитализма и этот отрезок времени не может быть определен заранее, но для переходного периода характерно общество, разрывающее старые путы, чтобы скорее вступить в новый этап. По нашему мнению, тенденция должна состоять в возможно более быстром устранении прежних категорий, включая рынки, деньги, тем самым и рычаг материальной заинтересованности, или, лучше сказать, условий, которые вызывают их существование. В противном случае мы должны были бы предположить, что задача строительства социализма в отсталом обществе сродни несчастному случаю в истории, а его руководители для исправления ошибки должны заниматься упорядочением всех категорий, заимствованных у промежуточного общества; при этом остаются только распределение доходов по труду и тенденция к ликвидации эксплуатации человека человеком как основы нового общества. Такое предположение выглядит неубедительным, так как фактор гигантских изменений в сознании необходим для того, чтобы быть в состоянии преодолеть этот переходный период, осуществить замену, которая должна произойти под всесторонним действием всех новых отношений, образования и социалистической морали и при индивидуальном представлении, которое вызывает в сознании прямое материальное стимулирование, тормозя развитие человека как члена общества.

Подведем итоги наших разногласий: мы считаем, что закон стоимости частично существует за счет пережитков товарного общества, что отражается также и на характере обмена, производящегося между государством-поставщиком и потребителем; мы считаем, что особенно в обществе с очень развитой внешней торговлей (таком, как наше) закон стоимости в международном масштабе должен быть признан как факт, который правит торговыми сделками даже в социалистическом лагере, и мы признаем необходимость перехода торговли в странах нового общества в более высокие формы, препятствуя углублению различий между развитыми и наиболее отсталыми странами за счет обмена. Следует отметить, что необходимо находить такие формы торговли, которые позволят финансировать промышленные капиталовложения в развивающихся странах, даже если это противоречило бы системам цен, существующим на мировом капиталистическом рынке, это способствовало бы более равномерному развитию всего социалистического лагеря и привело бы к естественным последствиям преодоления затруднений и повышению духа пролетарского интернационализма (недавний договор между Кубой и СССР10 пример шагов, которые можно предпринять в этом направлении). Мы отрицаем возможность сознательного использования закона стоимости, основанного на отсутствии свободного рынка, который автоматически отражает противоречия между производителями и потребителями; отрицаем наличие категории товара в отношениях между государственными предприятиями и считаем все предприятия и учреждения частью большого единого предприятия государства (хотя на практике этого еще не происходит в нашей стране). Закон стоимости и планэто два понятия, связанные одним противоречием и одним решением; итак, мы можем сказать, что централизованное планирование это образ жизни социалистического общества, его определяющая категория, та ступень, где человеческое сознание достигает наконец возможности обобщить и направить экономику к своей цели полному освобождению человека в рамках коммунистического общества.

О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

В теории ценообразования у нас тоже имеются глубокие расхождения. При самоуправлении цены образуются с учетом закона стоимости, однако не объясняется (насколько нам известно), какое из выражений закона стоимости принимается в расчет. За исходную точку берется общественный труд, необходимый для производства данного изделия, однако упущен тот факт, что общественно необходимый труд есть понятие экономико-историческое и тем самым меняющееся не только на местном (или национальном) уровне, но и в мировом масштабе; постоянное развитие технологии, являющееся следствием конкуренции в капиталистическом мире, снижает затраты необходимого труда, а значит, и стоимость продукции. Закрытое общество может игнорировать эти изменения в течение определенного времени, но оно всегда должно возвращаться к этим международным отношениям, чтобы сравнить стоимости своей продукции. Если определенное общество игнорирует эти изменения в течение длительного времени, не развивает новых и точных методов ценообразования взамен старых, оно создает внутренние взаимосвязи, которые будут формировать собственную схему стоимости, существующую сама по себе, но вступающую в противоречия с тенденциями более развитой техники (пример стали и пластмассы); это может вызвать относительные отставания определенного значения и в любом случае отклонения от закона стоимости в международном масштабе, что делает несопоставимыми экономики стран.

Налог с оборота это расчетный вымысел, посредством которого поддерживаются определенные уровни рентабельности предприятий, при этом дорожает продукция для потребителя таким образом, что состыковывается предложение товаров с фондом платежеспособного спроса; мы считаем, что это навязывание системы, но не абсолютная необходимость, и работаем над методами, которые учитывали бы все эти аспекты.

Мы считаем, что необходима глобальная стабилизация товарного фонда и платежеспособного спроса:

Министерство внешней торговли займется выравниванием покупательной способности населения и цен на предлагаемые товары, учитывая всегда, что целый ряд товаров первой жизненной необходимости и даже менее значительных товаров должен предлагаться по низким ценам, даже если последует обвинение в очевидном незнании закона стоимости в каждом конкретном случае.

Здесь возникает серьезная проблема: какой должна быть основа образования реальных цен, которую должна принять экономика для анализа производственных отношений? Ею мог бы стать анализ необходимого, по кубинским понятиям, уровня производительности труда. Это повлекло бы за собой немедленные искривления и потерю обзора мировых проблем вследствие обязательного создания автаркических взаимных связей. Можно, напротив, принять мировую цену, это привело бы к утрате обзора национальных проблем, поскольку в общемировых понятиях производительность нашего труда неприемлема практически ни в одной отрасли.

В качестве первого шага к решению проблемы мы предлагаем рассмотреть возможность создания показателей цен, основанных на следующих положениях.

Все импортное сырье будет иметь одну твердую стабильную цену, основанную на международной среднерыночной цене, плюс определенная доля расходов на транспортировку и содержание аппарата Министерства внешней торговли. У всего кубинского сырья ценой будет денежное выражение реальной себестоимости его производства. В обе цены будут включены запланированные расходы труда, плюс износ основных средств производства; это и будет цена продукции, распределяемой между предприятиями и направляемой в сеть внутренней торговли, однако она будет постоянно изменяться под воздействием показателей, отражающих цену этих товаров на мировом рынке, плюс стоимость транспортировки и расходы на содержание Министерства внешней торговли. Предприятия, работающие в режиме бюджетного финансирования, будут работать на основе запланированной себестоимости и не будут иметь доходов; все доходы пойдут Министерству внутренней торговли (конечно, это относится к той части общественного продукта, который реализуется как товар, это основа фонда потребления); показатели будут постоянно сообщать нам (центральному аппарату и администрации предприятия), какова наша реальная производительность, что поможет избежать принятия ошибочных решений. На населении все эти перемены никак не отразятся, потому как все цены на товары, им покупаемые, заморожены с учетом спроса и жизненной необходимости каждого товара.

Например, чтобы подсчитать объем капиталовложений, мы считаем сырье и импортное оборудование, расходы на строительно-монтажное оборудование, запланированный объем окладов согласно реальным возможностям и определенный фонд для содержания аппарата строительства. По окончании строительства мы можем получить три цифры: первая реальная стоимость объекта в денежном выражении; вторая то, что должен был стоить объект согласно нашим подсчетам; третья то, что он должен был стоить в пересчете на мировую производительность труда. Разница между первой и второй цифрами относится за счет неподготовленности аппарата строителей, разница между второй и третьей показатель нашего отставания в данной области.

Это позволит нам принимать основные решения относительно альтернативного использования таких материалов, как цемент, железо, пластмасса и т.д.

Все решения могут отклоняться от оптимального математического варианта по внешнеполитическим, внешнеторговым и т. д. причинам, однако мы всегда будем иметь “зеркало”, отражающее нашу работу в свете реальных успехов в мире. Цены никогда не будут значительно отличаться от мировых, что, конечно, будет изменяться в определенные годы согласно технологическим достижениям, где с каждым разом преимущества будут получать социалистический рынок и международное разделение труда после формирования социалистической мировой системы цен, более разумных, чем те, что используются в настоящее время.

Можно и дальше развивать эту интереснейшую тему, но лучше остановиться на наметках первоначальных замыслов и отметить, что все они требуют дальнейшей разработки.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕМИИ

Говоря о коллективных премиях за деятельность предприятия, нам в первую очередь хотелось бы обратиться к эксперименту, изложенному Фикриятом Табеевым11 в статье “Экономические исследования и управление хозяйством”, где говорится: “Каким же должен быть основной и решающий показатель при оценке работы предприятия? Экономические исследования позволили нам внести ряд предложений в этом смысле.

Одни экономисты предлагают в качестве основного показателя норму накопления, другие затраты труда и т. д. Советская пресса отразила на своих страницах широкую дискуссию, вызванную статьей профессора Либермана, в которой в качестве основных показателей работы предприятия предлагаются степень рентабельности, норма накопления и прибыль. Мы считаем, что, оценивая работу предприятия, прежде всего следует учитывать вклад работников данного предприятия в развитие данного типа производства. В конечном итоге это не противоречит борьбе за достаточно высокую рентабельность предприятия и производства, позволяет лучше сосредоточить силы работников предприятия на совершенствовании производственного процесса. Общественные организации Татарии предложили использовать в качестве основного показателя норму стоимости выработки изделия; чтобы проверить возможность применения данного предложения на практике, был проведен хозяйственный эксперимент.

В 1962 г. были установлены и апробированы нормы стоимости продукции для всех отраслей промышленности Татарии. Этот год ознаменовал переходный период, в течение которого новый показатель использовался в планировании параллельно с показателем валового производства. Показатель, основанный на норме стоимости выработки, выражает технически оправданные затраты, включая заработную плату и надбавки рабочим, а также затраты, произведенные цехом и всем заводом, на производство каждого изделия.

Следует отметить, что применение данного показателя ничего общего не имеет с „адовыми" системами учета труда, используемыми в капиталистических странах. Мы сознательно ориентируемся на рациональную организацию рабочих процессов, а не на безудержную интенсификацию труда. Вся работа, направленная на установление норм труда предприятий, проводится при непосредственном участии работников данного предприятия и общественных организаций.

В отличие от показателя валового производства норма стоимости выработки не включает ни большинство материальных затрат прошлый труд других предприятий, ни прибыль, т. е. компоненты стоимости продукции, учёт которых может привести к завышению истинного объема производственной деятельности предприятия. Более точно отражая труд, вложенный в производство каждого изделия, показатель, выражая норму стоимости выработки, позволяет более реально определить задачи по повышению производительности труда, снижению себестоимости, улучшению рентабельности данного типа производства. Он более пригоден с точки зрения межзаводского планирования и для организации хозяйственного расчета на предприятии. Кроме того, он позволяет сравнивать производительность труда на родственных предприятиях”.

Нам представляется заслуживающим внимательного изучения данное советское исследование, в некоторых аспектах совпадающее с нашими положениями.

ВЫВОДЫ ИЗ РАЗМЫШЛЕНИЙ О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Чтобы сформулировать выводы из наших размышлений по поводу бюджетной системы финансирования, следует уточнить, что это концепция общего характера, т.е. ее объективное действие скажется, когда она станет проявляться во всех областях экономики, в том едином целом, которое, исходя из политических решений, пройдя Хусеплан, дойдет по министерским каналам до каждого предприятия и сольется с интересами населения для того, чтобы вернуться к органу политических решений, образуя таким образом гигантское, хорошо выровненное колесо, в котором определенные ритмы могут меняться более или менее автоматически, так как это допускается контролем над производством. На министерства в этом случае возлагается особая ответственность по разработке планов и контролю за их выполнением, при этом предприятия и объединения будут их выполнять согласно масштабам решений, которые могут быть более или менее гибкими в зависимости от качества достигнутых организационных форм, типа производства или текущего момента. Хусеплан же займется глобальным и централизованным контролем за экономикой при поддержке Министерства финансов во всем, что касается финансового контроля, Министерства труда в вопросах планирования рабочей силы.

Так как на деле происходит иначе, мы сделаем набросок нашей сегодняшней действительности со всеми ее ограничениями, маленькими победами, недочетами и крушениями, оправданными и неоправданными,следствием нашей неопытности в одних случаях и грубых просчетов в других.

Хусеплан дает только основные направления плана и контрольные цифры на основную продукцию, которую он более или менее может контролировать. Центральные органы, к которым мы относим и Министерство промышленности, осуществляют контроль за так называемой централизованной продукцией, остальная же определяется и распределяется на договорных началах между предприятиями. После установления и сведения плана подписываются договоры, что порой делалось заблаговременно, и начинается работа.

Центральный аппарат министерства берет на себя обеспечение выполнения производственного плана на уровне предприятия, а оно на уровне своих подразделений. Главное добиться, чтобы бухгалтерия сосредоточилась на этих двух точках: предприятие и министерство. Контроль над основными средствами производства и инвентарем должен осуществляться на уровне Центра с тем, чтобы можно было свободно передвигать по всему комплексу производственных подразделений те ресурсы, которые по тем или иным причинам остались недвижимыми на каком-либо предприятии. Министерство имеет также полномочия на передвижение основных средств и между предприятиями. Фонды не носят рыночного характера, только в одном месте делается пометка об их принятии, а в другом о списании. Одна часть продукции направляется непосредственно потребителю через сеть Министерства внутренней торговли, а другая на производственные предприятия другого типа, для которых наша продукция является промежуточной.

Наша основная концепция заключается в том, что во всем этом процессе продукция приобретает стоимость за счет вложенного в нее труда, но при этом нет никакой потребности в товарных отношениях между предприятиями; просто акты сдачи и соответствующие акты приобретения или другие документы, которые требуются в определенный момент, констатируют факт выполнения долга по производству и сдаче определенной продукции. Тот факт, что предприятие принимает определенную продукцию (надо признать, что на сегодняшний день это звучит несколько идеализированно), должен означать и принятие качества этой продукции. Продукция превращается в товар при юридической смене владельца, став предметом индивидуального потребления. Средства производства не представляют собой товара для других предприятий, однако их следует оценивать согласно предложенным выше показателям, сравнивая затраченный фактически труд с необходимым для того, чтобы определить цену на основные средства производства или сырье, о котором идет речь.

Качество, количество и ассортимент должны выполняться по квартальным планам. Производственное подразделение в соответствии со своими нормами работы непосредственно выплачивает рабочим их заработную плату согласно нормам труда. Белым пятном остается вопрос, о котором еще не шла речь: форма поощрения коллектива производственного подразделения за особые заслуги или выдающиеся достижения в комплексе народного хозяйства, а также наказание тех предприятий, которые не справились с отведенной им ролью.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

Что сегодня происходит? Первым делом происходит то, что предприятие никогда не снабжается сырьем в надлежащем виде и в срок, поэтому и не выполняет производственный план; однако, что еще хуже, зачастую получает сырье для иного технологического процесса и вынуждено производить технологические изменения собственного производства; это прямо влияет на стоимость продукции, на количество рабочих рук, в некоторых случаях на капиталовложения и порой разрушает весь план, вынуждая производить частые изменения.

В настоящее время на уровне министерства мы вынуждены были стать только рецепторами подобных аномалий, их регистраторами, однако мы уже вступаем в фазу, когда сможем воздействовать на некоторые категории плана, по крайней мере потребовать, чтобы любые отклонения были предусмотрены в математической или учетной форме и, таким образом, были бы контролируемы. Пока нет еще необходимых автоматических устройств для быстрого проведения контроля и анализа показателей, нет достаточных навыков по анализу, достаточных возможностей правильно составлять показатели или цифры для их обработки.

Объединения непосредственно связаны со своими заводами иногда телефоном или телеграфом или представителем в провинции, в других случаях представительством министерства, осуществляющим контроль, а в муниципиях и подобных им административно-политических местах действуют Так называемые ЦИЛОС, которые являются не чем иным, как собранием директоров соседних объединений, на которых возложена ответственность анализировать свои проблемы, оказывать помощь при решении небольших вопросов, выполнение которых по бюрократическим каналам может слишком затянуться; в некоторых случаях они могут предоставить в пользование основные средства производства, однако до их передачи вопрос должен быть согласован с соответствующим предприятием.

В первых числах каждого месяца статистические данные по производству поступают в министерство, где они анализируются вплоть до высшего уровня и принимаются основные меры по исправлению недостатков. Затем поступают другие, более обработанные статистические данные, которые также позволяют принимать на различных уровнях конкретные меры по решению вопросов.

Каковы основные слабые места системы? Мы считаем, что, во-первых, это ее незрелость. Во-вторых, нехватка действительно подготовленных кадров на всех уровнях. В-третьих, недостаточное распространение всей системы и ее механизмов для того, чтобы люди ее лучше поняли. Можно назвать также и отсутствие центрального аппарата планирования, который работал бы таким же образом и в той же системе подчиненности, что облегчило бы работу. Назовем и просчеты в обеспечении материалами, перебои в транспортировке, которые в одних случаях вынуждают нас складировать продукцию, а в других препятствуют производству; недочеты во всем нашем аппарате контроля качества и в отношениях (которые должны быть очень тесными, гармоничными и хорошо отлаженными) с органами распределения, с Министерством внутренней торговли и некоторыми министерствами-поставщиками, особенно с Министерством внешней торговли и Национальным институтом аграрной реформы. Пока трудно установить, какие просчеты являются следствием слабых мест самой системы, а какие связаны в основном со степенью нашей сегодняшней организованности.

Ни объединение, ни предприятие в настоящее время не используют материальное стимулирование коллективного характера, что не отвечает главной идее всей схемы, это положение связано с тем, что пока мы не достигли еще достаточного организационного уровня для осуществления стимулирования на другой основе, не связанной с простым выполнением или перевыполнением основных планов предприятия, по причинам, изложенным выше.

Системе вменяется в вину тенденция к бюрократизму, и одним из пунктов, требующих постоянного и самого пристального внимания, является рационализация всего административного аппарата с тем, чтобы он был как можно меньшим. Итак, с точки зрения объективного анализа очевидно, что бюрократии будет тем меньше, чем централизованное будут все операции по учету и контролю предприятий или объединений, так что если бы все они смогли централизовать свою административную деятельность, то их аппарат был бы сведен к небольшому управленческому ядру и коллектору информации для передачи её в высшие инстанции.

В настоящий момент это невозможно, однако мы должны идти на создание предприятий оптимальных размеров, чему в значительной степени способствует система, устанавливающая нормы труда с одним типом тарифов заработной платы, что меняет узкое представление о предприятии как о месте деятельности индивидуума и обращает его больше к обществу в целом.

ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМЫ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

В нашем понимании эта система обладает следующими преимуществами.

Первое: стремясь к централизации, она стремится к более рациональному использованию фондов национального значения.

Второе: она направлена на большую целесообразность всего государственного административного аппарата.

Третье: сама тенденция к централизации вынуждает создавать в соответствующих рамках укрупненные производственные объединения, которые экономят рабочую силу, повышают производительность труда.

Четвертое: при включении в единую систему норм всех подведомственных Министерству промышленности предприятий, а при возможности и предприятий всех министерств создается одно большое государственное предприятие, в котором возможны перемещения как по горизонтали, так и по вертикали, по различным отраслям и районам страны, без создания проблем заработной платы, а просто при соблюдении ее национальной шкалы.

Пятое: располагая бюджетными строительными организациями, можно значительно упростить контроль над капиталовложениями, конкретное наблюдение за которыми будет вести заказчик, а финансовый надзорМинистерство финансов.

Важно отметить, что при этом у рабочего складывается представление о всеобщем сотрудничестве, понятие принадлежности к большому содружеству людей, которым является население страны; это способствует развитию его осознания социального долга.

Интересна следующая цитата из одной работы Маркса, в которой, если убрать слова, предполагающие капиталистический строй, излагается процесс формирования рабочих традиций; они могут служить нам как предвестник строительства социализма:

“Мало того, что на одном полюсе выступают условия труда как капитал, а на другом полюсе люди, не имеющие для продажи ничего, кроме собственной рабочей силы. Недостаточно также принудить этих людей добровольно продавать себя. С дальнейшим ростом капиталистического производства развивается рабочий класс, который по своему воспитанию, традициям, привычкам признает условия этого способа производства как само собой разумеющиеся естественные законы. Организация развитого капиталистического процесса производства сламывает всякое сопротивление; постоянное создание относительного перенаселения удерживает закон спроса на труд и предложения труда, а следовательно и заработную плату, в границах, соответствующих потребности капитала в возрастании; слепая сила экономических отношений закрепляет господство капиталистов над рабочими. Внеэкономическое, непосредственное принуждение, правда, еще продолжает применяться, но лишь в виде исключения. При обычном ходе дел рабочего можно предоставить власти „естественных законов производства", т. е. зависимости от капитала, которая создается самими условиями производства, ими гарантируется и увековечивается”12.

Производительные силы развиваются, производственные отношения изменяются, все ждет непосредственного воздействия рабочего государства на сознание.

В отношении материальной заинтересованности мы хотим добиться этой системой того, чтобы рычаг не превратился в нечто, принуждающее человека или коллектив людей отчаянно бороться с другими за обеспечение условий производства или распределения, дающих привилегированное положение. Сделать так, чтобы социальный долг стал основной точкой опоры любого трудового усилия рабочего, но и следить за работой, сознавая его слабости, поощрять и наказывать, применяя материальное стимулирование или дестимулирование индивидуального или коллективного характера в зависимости от того, способен или нет отдельный рабочий или производственное подразделение выполнить свой социальный долг. Кроме того, обязательное для продвижения по службе повышение квалификации, став возможным в масштабах всей страны, вызовет всеобщее стремление к знаниям всей рабочей массы страны; повышение квалификации не тормозится никакими местными особенностями, так как фронт работ это вся страна, постоянно вызывающая стремление к значительному техническому совершенствованию.

Необходимо также учитывать то, что политикой субсидий можно легко отзывать рабочих-студентов, повышающих свой уровень для перехода на другую работу, и постепенно ликвидировать участки с преимущественно живым трудом с тем, чтобы создавать более производительные заводы, т. е. более соответствующие основной идее перехода к коммунизму, к обществу высокой производительности труда и удовлетворения всех основных потребностей человека на базе высокоэффективного хозяйствования.

Остается подчеркнуть воспитательную роль, которую партия призвана сыграть в том, чтобы каждое место работы стало местом коллективного выражения стремлений и беспокойства трудящихся, местом, где осуществлялось бы их желание служить обществу, отдавая все свои знания и опыт.

Можно предположить, что место работы могло бы стать основной политической ячейкой будущего общества, указания которого, поступая в более высокие политические органы, дали бы партии и правительству возможность принимать основные решения по вопросам дальнейшего развития социалистической экономики и культурной жизни человека, всестороннего совершенствования общественной жизни.

“Нуэстра индустрия”


1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 116 (цитаты даются по произведениям Маркса, изданным в СССР.Прим. редакции).

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 18.

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 354—355.

4 Сталин И. В. Собр. соч. Т. 6. С. 73—74.

5 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 279—280, 282.

6 Ланге Оскар (1904—1965) —польский экономист и статистик, государственный деятель. Член ПОРП и ее ЦК (с 1948 г.), председатель экономического совета при Совете Министров ПНР (1957—1622). Автор работ в области политэкономии, статистики и экономико-математических методов. (Прим. науч. ред.)

7 Либерман Я. Г. советский экономист. Автор книг “Госбюджет и социалистическое воспроизводство”, “Государственный бюджет в новых условиях хозяйствования” и др. (Прим, науч. ред.)

8 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 380—381

9 Маркс К„ Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 17—18.

10 Речь идет о заключенных в январе 1964г. советско-кубинском торговом и платежном соглашениях на период 1965—1970гг., в которых обе стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. (Прим. науч. ред.)

11 Ф. А. Табеев (1928 г. р.) в годы написания статьи был первым секретарем Татарского обкома КПСС, кандидат экономических наук. В настоящее время первый заместитель Председателя Совета Министров РСФСР. (Прим. науч. ред.)

12 Маркс К Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 747

 

МЕНЮ

Экономические воззрения

BACK