Che Guevara.

Главная Биография Библиотека Галерея Мультимедиа Ссылки English Espanol
Главная >> Библиотека >> Произведения Че Гевары >> Экономические воззрения >>

К cоветскому читателю

Уже в молодые годы Че начинает проявлять интерес к марксизму-ленинизму. В 16—17 лет он читает произведения Маркса, Энгельса, Ленина и продолжает их изучение, будучи студентом университета. Такие произведения классиков марксизма-ленинизма, как “Капитал”, “Манифест Коммунистической партии”, “Анти-Дюринг”, “Империализм, как высшая стадия капитализма”, “Государство и революция” и другие, привлекают внимание Че и формируют его политические и революционные взгляды.

Неустанный путешественник, Че объездил многие страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Нищета, неграмотность, милитаризм, зависимость от империализма и эксплуатация, которую он видел во время своих путешествий, побуждают его к еще более глубокому изучению волнующей его теории.

В переписке со своими близкими Че делится впечатлениями от увиденного и прочитанного, а также рассказывает об изменениях в своих взглядах, которые окончательно определяют его дальнейшую судьбу. Че пишет, что вскоре он станет известен, если не как ученый или преподаватель, то, по крайней мере, как распространитель учения Маркса в университетских аудиториях. “Потому, что я отдаю себе отчет, пишет он, в том, что физиология это не мое призвание, а вот другое да!”

Эта же мысль проскальзывает у Че, когда он пишет, что не станет преподавателем физиологии, это его совсем не беспокоит, и что он забросил научную работу, поскольку стал усердным читателем работ К. Маркса и Ф. Энгельса.

В письме к матери из Мексики, датированном 1956 годом, Че пишет, что изменит свой распорядок занятий: “...раньше я плохо ли, хорошо ли занимался медициной и свободное время посвящал неформальному изучению Сан Карлоса (имеется в виду Карл МарксНауч. ред.). Новый этап моей жизни требует изменения распорядка занятий: сейчас для меня первостепенным является Сан Карлос, то главное, что я пронесу через всю свою жизнь”.

Че не довольствуется лишь умозрительным восприятием латиноамериканской действительности: он несет в себе сознательную готовность борьбы за достоинство человека, что побуждает его к протесту против всех причин, порождающих господствующую социальную несправедливость.

Политический выбор Че является последовательным продолжением революционной теории, которая его питает. Че связывает свою судьбу с силами эксплуатируемых народных масс. Гватемала стала первым опытом на избранном им пути.

Встречей с Фиделем в Мехико начинается связь Че с Кубинской революцией, которая придаст ему новый стимул и откроет для него поле деятельности в осуществлении социальных преобразований, предоставит возможность раскрыть свой потенциал личности, которая закалится в суровых условиях, требующих самопожертвований, взыскательности, постоянного самосовершенствования и личного примера.

С победой Кубинской революции для Че, уже легендарного партизана и признанного военачальника, начинается новый и важный этап его жизни, этап строителя социализма.

Не касаясь личности с присущими ей характерными чертами, трудно понять, как Че смог всего лишь за семь лет развить такую бурную и разностороннюю деятельность. Не было ни одного порученного ему задания, где бы не остался след его коммунистической концепции работы. С полной отдачей и необычайным талантом он выполнял одновременно важнейшие возложенные на него функции государственного деятеля, военачальника и политического руководителя.

7 октября 1959 года Че назначают начальником департамента промышленности Национального института аграрной реформы, затем президентом Национального банка, а 23 февраля 1961 года министром промышленности Кубы.

В новых условиях, несмотря на большую ответственность, Че продолжает изучать революционную теорию и опыт других стран в строительстве социализма. Че анализирует все основное в трудах Маркса, Энгельса и Ленина в более систематической форме и в свете поставленных перед ним задач. Особое внимание он уделяет изучению произведений Ленина и выдвинутых им задач в период создания социалистического государства.

Че углубляет анализ капитализма на стадии империализма; при этом он исходит из положений Ленина и учитывает особенности, существовавшие в 60-х годах;

проводит глубокое, объективное и свободное от догм исследование основных проблем, содержащихся в международных экономических отношениях современного ему периода. Идеи Че по этим проблемам сохраняют свою актуальность и представляют собой важный инструмент для понимания нынешней политической и социально-экономической обстановки, особенно в слаборазвитых странах.

Одновременно Че углубляет свои исследования экономической и политической истории Кубы, систем и методов господства, применяемых американским империализмом, а также механизмов управления экономической деятельностью монополий, анализирует их возможное использование при социализме, исключая при этом опасность быть подверженным влиянию породившей их системы.

Самый распространенный образ Че это образ человека действия, мужественного и чистого, являющегося примером бескорыстия и героизма, примером революционера-партизана, бойца и интернационалиста, верного идеям, которые он впитал с молодых лет и защитил ценой своей жизни. Таким был Че, но это не полный его образ.

Одним из наиболее ценных заветов, который Че оставил кубинскому народу и революционерам любой части мира, являются результаты его работы в области идеологии, потому что он был также создателем теории и практики строительства социализма. В результате исследований развивалось его мировоззрение, ставшее неотъемлемой частью революционной теории марксизма-ленинизма, которая дает ответы на вопросы, поставленные в ходе строительства и дальнейшего развития социализма.

Уже в начале 60-х годов Че понял, что в марксистско-ленинском учении, в деле построения социализма произошел некоторый застой. “К нам скорее приходит апологетика системы разъяснял он, чем ее научный анализ”. В статье “Социализм и человек на Кубе” Че писал: “Если к этому добавить схоластику, затормозившую развитие марксистской философии и препятствующую систематическому исследованию социализма, политическая экономия которого так и не была развита, то следует согласиться с тем, что мы все еще находимся в пеленках”.

В таких условиях, сталкиваясь с задачами применения принципов марксизма-ленинизма к организации народного хозяйства и управлению экономикой, Че изучал, обсуждал и много писал по этой тематике и пришел к созданию достаточно глубоко теоретически разработанной модели, в соответствии с которой, с его точки зрения, следует строить социализм и двигаться к коммунистическому обществу.

Речь идет не об отдельных идеях по осуществлению определенной экономической деятельности, а о последовательной, основательно разработанной концепции, предусматривающей новую систему управления социалистическим народным хозяйством, известную как система бюджетного финансирования, которую Че рассматривает в единстве экономики, политики и идеологии, составных частей, необходимых для построения нового общества.

Для Че экономическая политика обладает идейно-политическим аспектом, которого нельзя не учитывать. Управление экономикой при социализме это нечто большее, чем совокупность экономических методов и механизмов.

Прямым отражением существующей политической власти является также ее идеология, которая активно влияет как на экономическое, так и на политическое развитие, консолидацию, упрочение и отступление в общественном прогрессе. Поэтому невозможно выработать экономическую политику страны, не учитывая или пренебрегая возможностями идейно-политического обеспечения того или иного экономического решения.

Уверенный в необходимости экономического преобразования общества, он был убежден в том, что изменения должны произойти и в сознании людей. Однако в этом Че не выглядел утопистом, мечтающим ирреально. Он никогда не стремился ускорить развитие сознания людей в большей степени, чем это исторически возможно. “Изменение, подчеркивал он, — не происходит автоматически в сознании, так же как и в экономике”.

Сознавая необходимость избежать разрыва между этими понятиями, Че призывал одновременно с созданием материально-технической базы социализма заниматься формированием нового сознания и новой морали и требовал систематически проводить всестороннюю воспитательную и идейно-политическую работу, которая раскрывала бы все лучшее, что есть в человеке.

“На наш взгляд, писал Че, коммунизм это феномен сознания, а не только производство... Нельзя прийти к коммунизму посредством простого механического количественного накопления произведенного для нужд населения продукта. Система управления экономикой не должна тормозить осуществление основных задач строительства социализма и коммунизма, которые заключаются не только в производстве материальных благ, но одновременно и в формировании человека нового общества”.

Экономические воззрения Че надо понимать в рамках созданной им концепции системы управления экономикой системы бюджетного финансирования, включающей в себя целый комплекс подсистем, среди которых планирование, организация и нормирование труда, финансы, бухгалтерский учет, статистика, цены, политика стимулирования, кадры и повышение их квалификации, научно-технический прогресс, информатика, управление и участие в нем трудящихся, контроль товарно-материальных запасов и т. д.

В логичной и стройной форме Че развивает основные теоретические и практические аспекты указанной системы, ведет поиск путей достижения максимальной эффективности экономики, развития и углубления сознания трудящихся — истинных творцов его главной идеи: одновременно с созданием и развитием материально-технической базы социализма надо формировать и развивать социалистическое сознание масс.

Основной характеристикой теоретических воззрений Че является их стратегический характер. Он мечтает о сознательной личности, которая сможет построить новое общество, но Че — реалист, он знает о сопряженных с этим трудностях, исходит всегда из существующей реальности. Отсюда его настойчивость в установлении контроля, без которого невозможно построить социализм. “Если мы не поставим контроль в центр нашей деятельности, — писал Че, — мы будем не способны построить социализм. Почему? Проблема в том, что человек далеко не совершенен, поэтому необходимо усовершенствовать систему контроля для выявления первого же сделанного им нарушения закона, потому что это нарушение может привести к другим”.

Так думал Че, который полностью доверял людям и безмерно верил в их способности, он учитывал конкретные условия как исходную базу для всех своих планов и идей.

Настоящий сборник предлагает советскому читателю ряд материалов, которые охватывают основные аспекты экономических воззрений Че, хотя и не включают все их богатство. Экономическая концепция Че формировалась в тесной связи с его повседневной практической деятельностью. Имеется большой материал, дополняющий теоретическое наследие Че, который содержится в его статьях, записях, докладах, интервью, речах на заседаниях коллегии министерства, выступлениях на Кубе и за рубежом. Эти материалы отличаются творческим подходом и пронизаны духом тесного взаимодействия теории с практикой, они вносят большой вклад в развитие марксистско-ленинского учения в части его применения к нашей реальности, а также содержат идеи, обогащающие общую теорию социалистического строительства, которые должны быть известны в Латинской Америке и в других слаборазвитых странах, а также в капиталистических и особенно в социалистических странах.

Экономические воззрения Че — это не прошлое и не просто отражение ситуации, существовавшей в первые годы Кубинской революции. И сегодня теория Че действенна на Кубе и активно способствует процессу исправления допущенных ошибок и негативных тенденций, процессу, направленному на совершенствование нашего общества. По-прежнему актуальны основные идеи, положенные в основу его марксистско-ленинской концепции строительства социализма, — необходимого переходного этапа к коммунистическому обществу.

Карлос Альдана Эскаланте,

Член Секретариата Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы