Выпуск № 13 июнь 1998 года  

Нужно идти по дороге
Живая память Че Гевары


 ЕКАТЕРИНА ПОЛЬГУЕВА

НУЖНО ИДТИ ПО ДОРОГЕ
Памяти Че Гевары (1928 - 1967)

Разные народы, представители разных религий почитают некоторых людей святыми. Иногда эти святые - почтенные старцы, посвятившие всю свою жизнь служению людям и своим идеалам. Иногда - совсем юные, не успевшие толком то и пожить, но совершившие нечто такое, что сделало их бессмертными. Их знают и чтут люди самые разные, независимо от национальности, веры, возраста. Одним из таких людей стал Эрнесто Че Гевара.

Революционер 50-х - 60-х годов, национальный герой Кубы. Он любим и даже боготворим миллионами нынешних двадцатилетних. Его портреты в домах латиноамериканских подростков, на майках и значках студентов сытого и благоденствующего Запада, о нем говорят, думают, спорят, казалось бы, предавшей все на свете современной России.

Эрнесто Гевара Линч де ла Серна родился 14 июня 1928 года в аргентинском городе Росарио в семье состоятельных родителей либеральных убеждений. С детства увлекался литературой. Еще в отрочестве читал и изучал труды Маркса, Энгельса, Фрейда. Однако из скольких книжных мальчиков, склонных в юности к радикализму, вырастают впоследствии сытые и добропорядочные буржуа! Но у Эрнесто было особенное свойство души -чувствовать чужую боль. Он хочет облегчать страдания других и поступает в 1947 году в университет Буэнос-Айреса на медицинский факультет. Он занимается изучением лепры (проказы), страшной и неизлечимой болезни, что, кстати, всегда сопряжено с риском подцепить заразу. Может быть, это, а также работа практикующим врачом в Гватемале, и помогает ему понять не по-книжному: пока существуют голод и нищета, пока система мироустройства позволяет одним жить за счет других, невозможно помочь всем страждущим и несчастным.

В 1954 году Эрнесто работал в. госпитале Мехико, где и познакомился с братьями Кастро, недавно выпущенными из тюрьмы после неудачного штурма казарм Монкада. Гевара становится их единомышленником. Тогда же он получает свое прозвище “Че” по любимому его словцу-восклицанию. С тех пор начинается борьба рука об руку вместе со своими друзьями-соратниками. Высадка 25 ноября 1956 г. у порта Тупсан и продвижение вглубь Кубы аграрной и социальной реформы на освобожденных территориях, сражение за город Санта-Клар 28-31 декабря 1958 г.

После победы кубинской революции Че получает кубинское гражданство и самые высокие посты в правительстве. Он возглавляет Национальный Банк Кубы, проводит денежную и аграрную реформы, занимает пост министра промышленности. Налаживает связи с СССР -экспорт сахара, импорт нефти, что позволяет порвать с зависимостью от США. Хотя не все в Советском Союзе ему нравится. Восхищаясь успехами первого в мире социалистического государства, он уже чувствует, как перерождается советская элита. Но больше всего его интересует мировое революционное движение.

В октябре 1965 г. Че Гевара оставил все занимаемые им должности, отказался от кубинского гражданства и исчез. Он хочет осуществить свою любимую идею: Че Гевара считал, что наиболее вероятны и плодотворны революции в аграрных странах. В 1967 году он с небольшим отрядом проникает на территорию Боливии, где после ряда успешных боев терпит сокрушительное поражение. Боливийский режим зовет на помощь вечного мирового жандарма США, и с помощью американских спецслужб уничтожается отряд Че. Большинство из его соратников погибает. Самого Че Гевару, тяжело раненого, берут в плен 8 октября 1967 года и расстреливают на следующий день.

Неожиданен поступок человека, сменившего высшие руководящие посты на автомат, лишения, смерть? Пожалуй, нет, если помнить, что человек этот - Че Гевара. Такие идут до конца, таким политика компромисса не годится. “Если цель революции не есть перестройка сознания, создание нового человека, то такая революция меня не интересует. Если речь идет просто о поднятии жизненного уровня, то с этим может справиться буржуазный реформизм” Как верна эта мысль, особенно видно нам, оглядывающим обломки социализма. Мало накормить людей, мало их вылечить и дать им образование. Необходимо, но крайне мало! Человек должен учиться думать и не бояться действовать. Человек должен чувствовать чужую боль и жертвовать собой ради других, иначе даже интеллект превращается в условный рефлекс, используемый для удовлетворения животных нужд. Нет, жизнь и борьба Эрнесто Че Гевары не напрасны! Иначе не стал бы он символом нескольких поколений. Без Донкихотов мир не устоит.

Даже смерть его символична. Тело Че обнаружили и похоронили только спустя 30 лет после его гибели в 1997 году. Сообщения об этом заполнили средства массовой информации всего мира, отодвинув на задний план вечные сплетни желтой прессы. Не остались в стороне и главный виновник его гибели - США. Что это, желание сделать деньги на имени даже такого великого бессребреника? А еще - страх. “Гордые меня не любят, я простой, а они - знать. Но они умрут, эти гордые люди, а я приду их отпевать, они меня потому и не любят, что я приду их отпевать”, - писал в одном из своих стихотворений кубинский поэт Николае Гильен. Отпевать их, наглых, сытых и подлых, придем мы. Мы не повторим поколение наших отцов, тоже любивших в шестидесятые отпустить кубинскую бороду и петь латиноамериканские песни борьбы, а в восьмидесятые предавших Родину, социализм, справедливость. “Нужно глядеть, чтобы видеть, нужно идти по дороге”, - это из того же стихотворения Гильена. Мы вышли на эту дорогу. Наше наследство - это наше великое прошлое, это не склонившаяся под градом насмешек и предательств, под гнетом экономической блокады Куба. Это завещание Эрнесто Че Гевары - идти до конца. Чтобы выжить и остаться человеком. Начинается новая эра - эра настоящих современников Че Гевары, родившихся после его смерти.


МАРАТ МОХНАЧЕВ
вице-президент Общества дружбы с Кубой

ЖИВАЯ ПАМЯТЬ ЧЕ ГЕВАРЫ
(как оценить его наследие)

Написал имя так, как это принято сейчас. К живому человеку никогда так не обращался, казалось неуважительным. “Компаньеро Эрнесто” - это считалось наиболее приемлемым. Не хочу преувеличивать степень знакомства - это тоже, на мой взгляд, выглядело бы нескромно по отношению к памяти этого человека, чистого, как сама правда. Но слушал, видел, встречался, беседовал (однажды целую ночь) - не раз. Этот многолетний ряд впечатлений, коротких и не очень, позволили сохранить в памяти стойкий многоцветный образ этого соратника Фиделя.

Только-только исполнился самый первый год Кубинской революции (первого января будущего года будем праздновать ее сорокалетие). Январь 1960 года, на кубе открылась выставка советской культуры, науки и техники. 28 января - день рождения национального героя Кубы Хосе Марти, “нашего непосредственного учителя”, как сказал в этот день Э. Гевара. в полдень в центре старой Гаваны вместе с нынешним послом Арнольдом Калининым возлагаем огромный советский флаг из живых цветов. Впервые после победы Кубинской революции советские люди получили возможность и привилегию отдать дань памяти и уважения великому Марти.

А на исходе того же дня поблизости, в Национальном Капитолии - молодежный митинг, посвященный Хосе Марти и первая встреча с Эрнесто Геварой. Испытанные молодежные руководители - Лионель Сото, Жоэль Доменеч, Исидоро Мальмиерка и другие давние друзья, с которыми нас, Антифашистский комитет советской молодежи, связывают годы солидарности с Кубой в период борьбы с реакционным режимом, первые митинги поддержки борющихся кубинцев и встречи наших делегаций на Фестивалях, приглашают нас на торжественный акт - провозглашение Э. Геварой Ассоциации молодых повстанцев.

Зал бывшего Сената с его потускневшей роскошью и старомодным величием, наверное, никогда не видел такого: непередаваемый энтузиазм молодежи, неумолчный гул, скандирование “Вива эль Че!”. Широко распахнуты старинные окна, сюда впервые ворвался ветер Революции.

И в центре этой бури, на сцене, в оставшемся от старины высоком кресле председателя невозмутимо сидит “эль Че”, расстегнут ворот его простой зелено-оливковой формы, из-под форменного берета ниспадают на плечи черные пряди волос. Он недвижен, к нему все это как бы не имеет ни малейшего отношения. Зал переполнен, проходы забиты, с трудом вместе с корреспондентом “Комсомолки” Валентином Машкиным ближе к трибуне и устраиваемся на ступеньках амфитеатра среди молодых повстанцев в красно-черной форме.

Наконец Гевара подходит к микрофону. Шум стихает. Негромко, но достаточно слышно он обращается к собравшимся, называя их героями завтрашнего дня. Героями суровой вооруженной борьбы, а если этого не произойдет - героями мирного строительства суверенной нации. (Внимание зала нарастает). “Я вот только что слышал”, продолжает он, “Вива Че Гевара” (зал настораживается) и не слышал “Вива Хосе Марти”. Гевара медлит, как бы подыскивая выражение, и отрубает: “Это нехорошо!”. Абсолютная тишина мгновенно обрушивается шквалом аплодисментов и возгласов: “Вива Хосе Марти!!”

Вряд ли стоит говорить о том, что в этом уроке воспитания как в капле воды отразилась бескомпромиссная правдивость Че Гевары, его суровая прямота руководителя и человеческая простота.

Гевара говорил в тот вечер о Хосе Марти. Но, вспоминая вновь и вновь его слова накануне 70-летнего юбилея, я вижу и другой, новый смысл в этих словах.

Гевара не просто отдавал почести великому кубинцу. Он выражал свое понимание наследия подлинного революционера, тех критериев, которыми должны руководствоваться молодые современники, вспоминая этого революционера.

Разве было бы неправильно посмотреть глазами Че тех лет на сегодняшнего Эрнесто Гевару? Разве не было бы справедливым при его сегодняшней оценке использовать, прежде всего, его собственные критерии, как сегодня почтить память революционера-коммуниста? Выделить то главное, что выделял сам Че?

Вот эти мысли Эрнесто Гевары: “Есть много способов почтить память великого революционера -торжественные мероприятия, справедливые фразы. прекрасные цитаты. Но можно и нужно почтить его так, как он хотел сам: “лучший способ сказать - это сделать”. Никто не может стать Марти, но все мы можем брать пример с него. “Всякий настоящий человек должен чувствовать на своей щеке пощечину, которую дали другому человеку”. Понять, оживить его можно нашими делами. Сегодня немало таких, кто достойно делает это” (тут Гевара привёл пример стоявшего рядом 17-летнего команданте Жоэля Иглесиаса, которого впервые представил собравшимся как руководителя только что созданной при революционной армии Ассоциации молодых повстанцев).

Гевара продолжил: “В дни победы не забываешь о вкладе рабочих и крестьян. С бедняками земли я связал свою судьбу. Вся его (X. Марти) жизнь была жизнью, посвященной жертвам. он думал о жертвенности и знал, что его жертвы были необходимы для будущей жизни”. Это говорил Гевара о Марти, но все сказанное полностью относится к нему самому.


Copyright © 2000 - 2001.
INTERNET-группа ЦК СКМ РФ.
All rights reserved.