БОРОДА И СМЕРТЬ ЧЕ ГЕВАРЫ

vesti.ru, 23 ноября 2000, 19:10 Всеволод Бродский
[email protected]"Эксмо-Пресс" опубликовало Че Гевару. Очень полезная книжка - теперь можно из первых рук узнать, как правильно организовать партизанский отряд, как устроить революцию и как стать звездой шоу-бизнеса.

Че Гевара глядит на нас с коммунистических плакатов, с маек продвинутых студентов, с обложек глянцевых журналов и с татуировок на животах клубных девушек. Группа Rage Against The Machines устраивает бунтарские концерты на фоне его бородатой физиономии, что не мешает ей вовсю крутится на MTV - где-то между Мел Би и Мел Си. Романтичный борец с империализмом стал раскрученным брендом не хуже пепси-колы. Однако удивляться этому не стоит - если прочесть его автобиографические книги, столь странная эволюция революционного образа окажется единственно логичной.

Толстый 500-страничный том состоит из трех книг - "Эпизоды революционной борьбы", "Партизанская война" и "Боливийский дневник". В первой повествуется о победе революции на отдельно взятой Кубе, во второй даются подробные рекомендации партизанам будущего, третья представляет собой real-time описание последней, весьма злополучной операции товарища Че. Все эти книги поистине удивительны.

Прежде всего - возникающими по ходу чтения неожиданными ассоциациями. Настолько неожиданными, что вначале даже невозможно поверить, что же именно столь отчетливо напоминает рассказ о героической высадке двенадцати барбудос с яхты "Гранма". Нет, не поэму "Двенадцать". Скорее "Похождения Швейка". Причем те страницы, где речь идет о кадете Биглере.

Именно на романтичного кадета, ради высших идеалов с университетской скамьи отправившегося на войну, похож в начале кубинской авантюры героический Команданте. Как, впрочем, и все его товарищи - левые интеллигенты, пошедшие вслед за Фиделем и на каждом шагу попадающие в удивительные по своей нелепости передряги. Снаряжая яхту в революционный поход, взяли винтовки и даже противотанковые ружья, но патроны захватить забыли. Плавание было затруднено, поскольку закаленных бойцов со страшной силой тошнило. Потом обнаружили течь. Чтоб не утонуть, выбросили за борт половину амуниции - оказалось, просто забыли закрыть кран в туалете. Один из революционеров, соскучившись по твердой земле под ногами, решил исполнить функцию впередсмотрящего, но свалился в море - его долго вылавливали всем экипажем.

После высадки дела пошли и того хуже. Неожиданно выяснилось, что стрелять практически никто не умеет. Как выживать в условиях дикой природы, тоже было непонятно. Страдающему от нехватки питьевой воды Че пришло в голову применить на практике средство, вычитанное в каких-то приключенческих книжках, - добавить во фляжку морскую воду. Естественно, в результате пришлось вылить всю фляжку.

Правительственные войска Батисты быстро обнаружили бунтовщиков и принялись за ними охотиться. Впрочем, и батистовцы оказались хороши - поймать и уничтожить горстку несчастных, оборванных, плохо вооруженных, изнемогающих от голода и жажды людей они так и не смогли. И те, и другие погрязли в бесконечных мелких стычках - то одни захватывали какую-нибудь деревушку или полянку, то другие, нанося друг другу незначительные повреждения. Все это напоминает анекдот про красноармейцев, фашистов и лесника, который пришел и всех выгнал.

Только никакого лесника на Кубе не нашлось. Маленький отряд соратников Фиделя и Че постепенно разрастался - за счет местного населения и левой молодежи со всего латиноамериканского континента. Партизаны обрастали бородами, оружием и прочим хозяйством. И заодно избавлялись от ненужных в горах цивилизованных привычек - например, чистоплотности. А также, что более важно, естественной антипатии к смертоубийству. Если вначале повстанцы без проблем отпускали местных крестьян, примкнувших к ним на время и затем решивших вернуться к родному сельхознаделу, то постепенно они научились их казнить - за попытку дезертирства. Воспитывая таким образом в самих себе революционную дисциплину.

После чего начался новый этап революции на Кубе. Еще более удивительный, чем первый. Барбудос сумели закрепиться в горах Сьерры-Маэстро (восточный край Кубы, труднодоступный и не имеющий особого стратегического значения) и начали странную войну. По большей части они так и сидели в горах, иногда нанося внезапные удары по противнику. Например, захватывали какую-нибудь казарму, возвращались назад на базу, через два месяца захватывали ее опять - и так далее. Что с военной точки зрения совершенно бессмысленно.

Зато с рекламной - очень полезно. Дело в том, что все эти боевые действия начинались только тогда, когда появлялась возможность засветиться в мировой периодике. Сперва западных журналистов специально заманивали - однако очень быстро они сами зачастили в Сьерру-Маэстро, почуяв роскошную фактуру. Репортажи о колоритных бородатых романтиках стали появляться в самых престижных изданиях - таких, как Look и New York Times. Фидель и Че элементарно раскрутились.

А затем за счет этого и свергли диктатора. Любому массовому проекту нужен мощный хэдлайнер - например, на концерт в честь Дня милиции непременно пригласят Аллу Пугачеву, а не, допустим, Егора Летова. Хэдлайнером кубинской революции естественным образом стали самые раскрученные персонажи - Фидель и Че Гевара.

В отличие от Фиделя, легко переквалифицировавшегося из романтического повстанца в мудрого отца нации, Че так и не смог выйти из образа. Не усидев на приятном месте директора Национального банка, он устремился в новую авантюру - поднимать против империалистов Боливию. И здесь на собственной шкуре испытал главное правило шоу-бизнеса: нельзя слишком долго разрабатывать один и тот же имидж. Чтоб не выйти из моды, надо придумывать новые фишки. Вместо этого Команданте пошел по проверенному пути: опять отрастил бороду, опять собрал неуклюжих неумех, опять забрался в непроходимые джунгли. Но на этот раз сенсации не получилось. У журналистов оказались дела поважнее. Товарищ Че погиб, и лишь его смерть оказалась информационным поводом, достойным упоминания в редакционных колонках.

Эрнесто Че Гевара писал свои книги в качестве пособия будущим революционным партизанам. Вместо этого у него получились превосходные учебники шоу-бизнеса.

Эрнесто Че Гевара. Я - конкистадор свободы. - М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. - 512 с.