К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ, ПО КОТОРЫМ МАЙОР Э.ГЕВАРА ДЕ ЛА СЕРНА  ПОКИНУЛ КУБУ ВЕСНОЙ 1965 ГОДА

Варгашкин В.Я.

30 - летию гибели Героического Партизана

ВВЕДЕНИЕ

Когда я спрашиваю у студентов об их отношении к подвигу этого человека, в ответ чаще всего звучит возглас: "А кто это такой?". Комментарии, как говорится, излишни...

 "...И посеянное на крови моей смерти неблизкой,

 Переменчивые корни свои запустившее под камень времен,

 Одиночество! Ты печальный цветок на живых оградах,

 Одиночество затянувшейся остановки моей на Земле..." 

(Здесь и далее стихи Че - в переводе В.А.Алексеева)

1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Эрнесто Гевара де ла Серна, по прозвищу Че (по - гуарани этот возглас означает "мое", однако, в перенявшей его аргентинской "идиома насьональ" междометие "че" может в зависимости от контекста выражать протест, удивление, нежность, восторг, печаль, одобрение и проч.) родился 14 июня 1928 года в городе Росарио, что в Аргентине. В 1953 году окончил Буэнос - Айресский медицинский университет с дипломом врача - дерматолога. В 1955 году, в Мексике,знакомится с доктором Кастро, за принадлежность к группе которого в 1956 году попадает в тюрьму города Мехико.

25 ноября 1956 года в составе отряда из 82 человек во главе с доктором Кастро высаживается на Кубе, участвует в партизанском движении, дважды ранен. 5 июня 1957 года назначается майором (команданте), что являлось высшим воинским званием в повстанческой армии. 1 января 1959 года во главе колонны "Сиро Редондо" освобождает Санта - Клару, а затем, 2 января, занимает Гавану.

В кубинский период жизни провозглашается гражданином Кубы, занимает посты начальника департамента промышленности Национального института аграрной реформы, директора Национального банка, министром промышленности, члена Центрального совета планирования, члена Национального руководства, члена Секретариата и Экономической комиссии Объединенных революционных организаций, члена Центрального комитета, Политбюро ЦК и Секретариата Единой партии кубинской социалистической революции, президента общества кубино - советской дружбы (с советской стороны аналогичный пост занимал Ю.А.Гагарин). Во время американской агрессии на Кубе в апреле 1962 года возглавляет войска в провинции Пинар - дель - Рио. Дважды приезжает в СССР, выступает в ООН, пишет книгу "Партизанская война" и ряд статей.

1 апреля 1965 года пишет прощальное письмо родителям, детям и доктору Кастро, слагает с себя все посты, кубинское гражданство и покидает Кубу.

По неподтвержденным данным в период по ноябрь 1966 года находится в рядах Лумумбистского сопротивления в Конго со столицей Леопольдвиль, (ныне - Заир), ведет переговоры с Хо Ши Мином о помощи в отражении американской агрессии, посещает Боливию, Уругвай, Перу, Аргентину с целью поиска очага для антиимпериалистической, антиамериканской, вооруженной борьбы. 7 ноября 1966 года прибывает в партизанский лагерь на реке Ньянкауасу в Боливии для руководства Армией национального освобождения.

8 октября 1967 года отряд Че принимает бой с превосходящими силами "рейнджеров" в долине Юро. Ранен. Пленен. В ночь на 9 октября в селении Игеро расстрелян без суда в помещении местной школы. Дважды женат, имел четверых детей...

"...Пешком по тропе нисходящей,

Усталый от пути вне истории,

Затерянный в древе дорог,-

Уйду так далеко, что и память умрет,

Разбитая в щебень дорожный,

Уйду тем же странником,

С улыбкой на лице и с болью в сердце..."

2. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Достаточно взглянуть на приведенную здесь краткую биографию, чтобы задаться вопросом о причинах отъезда с Кубы весной 1964 года блистательного команданте. Отъезда навстречу собственной гибели.

"А что наука? Тычет в нос

свой черный микроскоп,

Как франтоватый медик

на таможенном досмотре"

3. СУТЬ ВОПРОСА... СОЛДАТ УДАЧИ...

Известно, что грамотно поставленный вопрос несет в себе изрядную долю ответа. Поэтому, обозначенный выше вопрос в той или иной его конкретной формулировке несет определенный подтекст - заготовку ответа, который отстаивает тот или иной исследователь.

"Наиболее очевидный" подтекст содержит "исследование" американского "биографа" Че (и, одновременно, как считает В.А.Алексеев, агента ЦРУ) Даниэля Джеймса, который приводит к мысли о том, что действия Че - это естественные действия "неутомимого солдата фортуны ХХ века". В самом деле, разве поступками людей могут руководить какие - то там идеи? Взлетев на революционный олимп славы, Че очень больно упал: представитель США в ООН Эдлай Стивенсон назвал последствия экономических и финансовых просчетов Кубинского руководства хозяйственной катастрофой, а груз ошибок Фидель списал на Че. Чем еще может заниматься опальный солдат удачи, кроме войны ? Вот и вынужден был Че начать новую революционную кампанию, где только он один был бы полновластным лидером.

Что мог ответить на это Че? А то, что он ответил: "Многие назовут меня авантюристом, да я и есть авантюрист - но только из таких, кто сам рискует своей шкурой, чтобы доказать свою правоту... Мы идем вместе к новому человеку, фигура которого проблескивает на горизонте... Путь долог и частично неведом; мы знаем наши пределы. Мы сделаем человека XXI века, мы сами...".

Интересно, кто из настоящих "солдат фортуны" мог позволить себе в прощальных письмах подобный "вздор" ? Кстати, в прощальном письме доктору Кастро он писал: "Моя единственная серьезная ошибка заключается в том, что я не верил в тебя еще больше с самых первых дней в Сьерра - Маэстре, что я недостаточно быстро оценил твои качества вождя и революционера ... И если мой последний час застанет меня под другими небесами, моя последняя мысль будет о твоем народе и о тебе". Интересно, господин Джеймс, Вы бы захотели так проститься с человеком, ссора с которым явилась бы началом Вашего конца?

Впрочем, чтобы поставить так вопрос обыватель должен найти соответствующую литературу, прочесть ее, обдумать, а главное захотеть все это сделать. Но, если это все же свершилось, можно поставить вопрос с другим смысловым оттенком.

"Волшебным выпад был моей мулеты,

Но цель скользнула мимо и умчалась

В касательную обратив меня.

И я стою, сконфуженный тореро.

Не оглянуться, чтоб тебя увидеть,

И молча ждать, когда холодным жестом

Меня к себе удача позовет..."

3. СУТЬ ВОПРОСА...УТОПИЧЕСКИЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР...

Второй контекст возник и культивировался в СССР, считавшим себя лидером мирового революционного прогресса. Че, очевидно, был слишком романтической фигурой. Не потому ли он, переоценив значение специфических латиноамериканских особенностей революционного процесса, действовал в от отрыве от лидера, что привело его к неизбежной гибели?

СССР больше нет.

Че несколько раз побывал в СССР и не принял его претензий на лидерство. Как не принял и китайских претензий. Неужели он оказался провидцем?

"От молодой нации травянистых корней

(Корней, отвергающих ярость Америки)

Плыву я к вам, мои северные братья,

Усталый от криков отчаянья и веры...

Путь долог был, братья, тяжек был груз,

Мое тайное "Я" потерпело крушенье.

И все же, не веря в спасительный слух,

Плыву я к вам, братья, против прибоя...

Я тот же, я брошенный в море пловец,

Но в трубных звуках нового края

Я слышу ту песнь, которую начал Маркс,

Которую продолжил Ленин и подхватили народы"

4, СУТЬ ВОПРОСА...РЕВОЛЮЦИОННЫЙ УТОПИСТ...

В ноябре 1964 года в Москве Че имел редкую возможность лицезреть мышиную возню советских лидеров при дележе Хрущевского наследства. Естественно, что никакая революционная идея, никакие перспективы созидания нового человека не могли сотрясти эту удушливую атмосферу. О разочаровании Че могут поведать лишь строки: "Мы должны договориться, что социалистические страны, в определенном смысле являются соучастниками империалистической эксплуатации. Тут можно возразить, что объем товарообмена между ними и слаборазвитыми странами составляет лишь незначительную часть их внешней торговли. Это верно, но это не отменяет аморального характера такого товарообмена... Социалистические страны имеют моральный долг ликвидировать свое молчаливое сообщничество с эксплуататорскими странами запада".

Да, было отчего доктору Кастро прийти в негодование. К тому времени объем советской помощи уже перевалил миллион долларов в день...

Атмосфера китайских интрижек перед дряхлеющим ликом великого кормчего также не оставляла никаких иллюзий по поводу лидерства в мировом революционном процессе. Читаем: "Североамериканский империализм виновен в агрессии, его преступления велики, и совершаются они по всему свету... Но, точно так же виновны и те, кто в решающий момент уклонился от объявления Вьетнама неотъемлемой частью социалистической территории, подвергнувшись, это верно, риску войны мирового масштаба, но и принудив североамериканский империализм сделать соответствующие выводы. Виновны и те, кто поддерживает войну обвинений и козней, давно уже начатую двумя самыми крупными державами социалистического лагеря. Так спросим же в расчете на честный ответ: разве не находится Вьетнам в одиночестве".

И тогда Че решает самолично возглавить мировой революционный процесс. Дело за малым - осталось его обнаружить и соответствующим образом организовать. Че исколесил весь мир. По видимому, вначале его надежды были связаны с Азией. Но здесь сферы влияния уже были поделены между СССР и КНР, а мудрый Хо ШИ Мин вежливо уклонился от интернационализации конфликта.

Африканский вариант также был отвергнут, где "политический уровень солдат большей частью определяется пиршеством, устраиваемым из советников, которых они убивают".

Оставалась Латинская Америка. Но ведь очевидно, что никакого освободительного движения там не было и не могло быть (знакомая песня !), как не было его нигде в мире. Не потому ли Че покинул Гавану, что был утопистом, и ему померещилось революционное брожение в Латинской Америке ? Ясно, что никой народной поддержки в этих условиях он не получил и оказался обреченным на гибель.

А если все же он ясно сознавал бесперспективность своей идеи, но надеялся на удачу, то, следовательно, он был солдатом удачи (смотри выше). Круг замкнулся.

" Глядит индеец, глупо улыбаясь,

От голода и коки полупьян,

Изглоданный заботами и страхом,

Скрывающий в душе своей тоску,

Тоску о том, что минуло навеки,

Чего, быть может, не было совсем...

Но возвращенье прошлого желанно... "

5. ОТВЕТ ЧЕ

Еще в Мексике, во время совместных с доктором Кастро тренировок перед высадкой на Кубу Че говорил своим друзьям о том, что Куба - только эпизод в революционной борьбе, которую после будущей Кубинской победы следует продолжить где - либо в другом месте. Рауль Кастро писал об этом: "Некоторые наши повстанцы поддаются революционному энтузиазму, в результате чего начинают считать каждую латиноамериканскую страну своей второй родиной".

О положении в Латинской Америке Че писал так: "...Почти все страны этого континента созрели для вооруженной борьбы, которая, чтобы завершиться победоносно, не может удостоиться меньшим, чем учреждение правительства социалистического образца... На этом континенте говорят практически на одном языке, за исключением Бразилии, где люди тоже могут понимать по - испански, благодаря сходству языков. В этих странах идентичность классов настолько большая, что достигает уровня идентичности "международного американского типа", намного большей, чем на других континентах. Язык, обычаи, религия,  1общий хозяин 0 - все это их объединяет.

И Че отправляется на борьбу с этим общим "хозяином". "Хозяин" же, в отличие от современного обывателя, понимает, что его поражение на маленькой Кубе может повториться в Боливии, Чили, Аргентине и тогда наступит конец его хозяйствованию. Американцы сконцентрировали в Боливии силы "рейнджеров", несоизмеримо превосходящие по численности силы отряда Че. Он был убит без суда и следствия, поскольку суд над ним неизбежно превратился бы в суд над "хозяином". Имя Че было предано медленному забвению. А не вмеру любопытному обывателю, чтоб не взбрело в голову думать о судьбах человечества, подсунули несколько ответов на вопрос о том, что руководило поступками Че. Выбирайте, - кому какой нравится.

"Оставить память после себя,

Букет цветов, обреченных увянуть.

Ничто будет имя мое, ведь так?

"Ничто" - это значит, что жизнь бесследна.

Так пусть хоть песни, букет цветов,

Если ростка на Земле не осталось..."

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаврецкий И.Р. Эрнесто Че Гевара.-3-е изд., испр. и доп.-М., Мол. гвардия, 1978.-349 с. (ЖЗЛ. Сер. биогр.-Вып. (512)).

2. Алексеев В.А. Скромный кондотьер: Феномен Че Гевары.-М., Политиздат, 1991.-304 с.

3. Куба // М., 1987.-N 9.

4. Гросс Х.-Э., Вольф К.П. ЧЕ:"Мои мечты не знают границ".

5. Гевара Ч. Экономические воззрения: (Сб. избр. ст. и выступлений): Сокр. пер. с. исп. / Сост., науч. ред. и авт. предисл.М.А.Манасов.-М.: Экономика, 1990.-256 с.

Варгашкин В.Я.