Эрнесто Че
Гевара
НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ О СЕБЕСТОИМОСТИ
Июнь 1963 г.
Среди множества проблем, встающих перед социалистической экономикой в области планирования, возникает проблема анализа деятельности предприятий с учетом новых положений, создаваемых развитием социалистической революции.
Основой, на которую опирается капиталистический рынок, является закон стоимости, непосредственным же его выражением является рынок. Нечего и думать об анализе закона стоимости в отрыве от его естественной среды, другими словами, собственным выражением закона стоимости является капиталистический рынок. В процессе строительства социалистического общества многие производственные отношения меняются, рынок утрачивает характерные особенности свободной конкуренции и приобретает другие новые черты: он уже ограничен воздействием социалистического сектора, который действует сознательно на товарный фонд.
В нашем случае при нехватке товаров сразу пошел бы процесс роста цен на рынке и вновь была бы выравнена связь между предложением и спросом. Но мы жестко заморозили цены, сохраняя систему распределения по нормам 1, при которой реальная стоимость товара не может быть выражена через рынок: последний имеет теперь другие отличительные особенности. Хотя распределение по нормам и переходное явление, с течением времени плановое хозяйство в рамках отдельно взятой страны будет отделять ее действительность от действительности внешнего мира. В запутанном процессе производства и распределения товара участвуют сырье и разного рода затраты, которые и определяют цену. Когда все товары взаимодействуют в соответствии с ценами, имеющими определенную внутреннюю взаимосвязь, отличную от связи этих товаров на капиталистическом рынке, создаются новые отношения цен, не сравнимые с отношениями, существующими в мире. Как сделать, чтобы цены совпадали со стоимостью? Как сознательно управлять знанием закона стоимости для достижения равновесия между товарным фондом, с одной стороны, и верным его отражением в цене — с другой? Это одна из самых серьезных задач, вставших перед социалистической экономикой.
Советский Союз, первым построивший социализм, и те страны, что пошли за ним, приняли решение ввести планирование народного хозяйства, измеряемое крупными экономическими категориями в их стоимостном выражении, оставив более или менее свободными отношения между предприятиями. Таким образом, сложился так называемый хозяйственный расчет — термин, плохо переведенный с русского. На испанском он мог бы быть выражен как самофинансирование предприятий или, более правильно, как финансовая самостоятельность.
Финансовая самостоятельность основывается в общих чертах на установлении глобального контроля, отражении его в стоимостных категориях, превращении банков в органы первичного контроля за деятельностью предприятий и соответствующем развитии материального стимулирования таким образом, чтобы оно, подчиняясь необходимым правилам, служило развитию независимой тенденции к максимальному использованию производственных возможностей, что означает большие доходы для отдельного рабочего или коллектива завода. При этой системе кредиты, предоставляемые социалистическим предприятиям, взимаются с процентом, что является средством ускорения оборота продукции.
В нашей экономической практике мы в первый момент начали процесс централизации всей финансовой деятельности предприятия — централизации, позволившей нам разрешить существенные проблемы данного периода. Со временем мы стали думать о том, что имеется возможность развития нового, более централизованного механизма контроля, менее бюрократического, чем используемый, а в определенных условиях и более эффективного для промышленных предприятий. Эта система основывается главным образом на идее применения в маленькой стране достижений, существующих в области общего учета на капиталистических предприятиях. Хорошая связь, не только наземная и воздушная, но и телефонная и беспроводная, создает условия для постоянного и ежедневного контроля за этой системой.
В нашей системе банк будет предоставлять предприятиям денежные суммы, ассигнованные бюджетом, но без процента, так как в этих операциях отсутствуют кредитные отношения. Наша концепция, введенная только в определенных отраслях хозяйства, рассматривает производство как длительный процесс, при котором в социалистическом секторе продукция проходит все этапы до ее превращения в товар, что происходит только при передаче права собственности. Эта передача права собственности осуществляется в момент выхода продукции из государственного сектора и ее перехода во владение потребителя.
Переход продукции от одного предприятия к другому, принадлежащему тому же или иному министерству, должен рассматриваться не иначе, как часть производственного процесса, которая добавляется к стоимости продукции. Банк как простейшая счетная касса регистрирует ее передвижение. Предприятие не имеет собственных фондов, поэтому все его доходы возвращаются в государственный бюджет.
Система показала, что она дееспособна, но вместе с тем в ней имеются и недостатки, делающие ее мишенью для серьезных замечаний.
Эти замечания относятся главным образом к отсутствию прямого материального стимулирования и заключающейся здесь тенденции к бюрократизму.
В любом случае не время обсуждать это, сейчас нам хотелось бы затронуть в основном значение экономического анализа в деятельности бюджетного предприятия. Как он должен производиться и при каких условиях? Здесь мы учитываем, что себестоимость производства является основным элементом, который позволит руководству предприятия, объединения или в данном случае министерства как непосредственно, так и в общих чертах наблюдать за работой производственной единицы.
Мы настаиваем на анализе себестоимости, так как часть нашей концепции связана с необязательностью совпадения, или тесной связи между себестоимостью производства и ценой социалистического сектора. (Для Кубы, страны слабого развития и широкого внешнеторгового обмена, отношения с другими странами мира являются основополагающими.)
Поэтому мы считаем, что общая структура внутренних цен никоим образом не должна отделяться от общей структуры цен внешнего рынка, хорошо понимая, что эти цены отражают только социалистическую сферу, где они выполняют основные функции арифметических денег, т. е. служат формой измерения.
Этому положению противопоставляются многочисленные затруднения, вызванные уже существующим перекосом по отношению к внешним ценам и технологическим достижениям, временными искривлениями или воздействием монополий на рынки, что ведет к ежедневному изменению цен на международном рынке. Мы, не сделав еще полного анализа данной проблемы, считаем, что этого можно было бы избежать, установив общую систему, которая определила бы твердую шкалу цен мирового капиталистического рынка с поправками, которые могли бы быть введены действием цен социалистического рынка, а также фактором повышения оплаты за фрахт с места закупки товара до нашей страны. Цены, зафиксированные таким образом, действовали бы в течение определенного времени без перебоев.
Если бы были взяты цены основных товаров и на их основе установлены по приблизительным подсчетам цены на остальные товары, то можно было бы прийти к уравновешенному историческому уровню цен мирового рынка, что позволило бы автоматически измерять относительную эффективность всех отраслей хозяйства на мировом рынке.
Однако структура цен на товары дала бы искаженное представление о национальном производстве, так как она измеряет лишь среднемировую эффективность, что может вызвать опасные тенденции потребления, основанные на соблазнительных ценах на продукцию, затраты труда на которую превышают те, что показывает сравнение с другими странами.
Подобное возражение правомочно, и при правильном планировании следовало бы рассмотреть несколько цифровых показателей для определения производства товаров в соответствии с их рентабельностью. Так как эта система основана на централизованном контроле экономики и большой централизации решений, относительная рентабельность явилась бы лишь показателем, поскольку то, что нас в действительности интересует, — это общая рентабельность производственного аппарата. Этот показатель следовало бы измерять, если бы было возможно, — а к этому мы постоянно стремимся — в пределах мировой стоимости.
Это отнюдь не означает ни в малейшей степени, что мы обеспечим критерий для новых капиталовложений и что в соответствии с затратами наших предприятий и возможным объемом новых капиталовложений, с учетом наших возможностей накопления автоматически можно установить пределы стоимости. Этого не произойдет, потому что закон стоимости находит относительно точное выражение на мировом рынке, а в нашей внутренней среде на него будет сильно влиять положение социалистического сектора и общественно необходимый труд по производству определенных изделий на местном уровне, не говоря уже о том, что нас, возможно, заинтересует гораздо большее развитие производства какой-то продукции, которая может не быть самой рентабельной, но иметь стратегическое значение или просто быть более выгодной для населения. Не надо забывать, еще раз хотим это подчеркнуть, что будет существовать цена для населения, которая может относительно отличаться от внутренней расчетной цены предприятий, руководствующихся этой системой. При такой схеме мы немедленно имели бы “зеркало”, в котором отразится весь ход развития экономики на данный момент. При подобном типе организации не обязательно ее вводить по всей стране, а достаточно ввести лишь в нескольких отраслях промышленности, где мы смогли бы применять систему, позволяющую с каждым разом совершенствовать экономический анализ.
Именно себестоимость реально даст нам показатель деятельности предприятия и не важно, будет она выше или ниже уровня цен социалистического сектора или даже в отдельных случаях цен товаров, продаваемых населению, так как нас интересует последовательный анализ деятельности предприятий в течение определенного времени, измеренный достижениями в снижении себестоимости. В этом случае в цене отразится анализ рентабельности относительно мировых цен. Следует серьезнее подойти к данным проблемам, а работа над ними еще схематична и проводится без глубокого анализа.
Необходимо разработать целую систему проведения анализа себестоимости, которая систематически, с одинаковым постоянством поощряла и наказывала бы успехи или неудачи в борьбе за ее снижение. Необходимо также разработать нормы потребления сырья, косвенных расходов, продукции, находящейся в производстве, порядок учета сырья и конечной продукции.
Надо систематизировать контроль над учетом и проводить точную экономическую работу над этими показателями, постоянно их обновляя.
В нашей системе учета мы выделили стоимость применённого сырья, прямых затрат материалов, стоимость косвенных затрат материалов и рабочей силы, амортизации и социального обеспечения, что является вкладом государственных предприятий, исчисляемым в зависимости от фонда заработной платы.
Необходимо воздействовать на все указанные компоненты и на каждый из них в отдельности, кроме налога на социальное обеспечение, который в действительности должен рассматриваться вне данного анализа, а в будущем, когда методы будут усовершенствованы, отпадет и необходимость его рассмотрения; просто государство ежегодно будет выделять в своем бюджете статью расходов, которая позволит заниматься вопросами социального обеспечения независимо от индивидуальной заработной платы рабочих.
На уровень потребления сырья и прямых затрат материалов можно воздействовать путем их непосредственной экономии, технологических изменений и создания безотходного производства. В косвенных затратах материалов экономии можно достичь за счет снижения потребления электроэнергии, топлива и т. д., т. е. за счет простых организационных мер или в некоторых случаях путем технологических изменений; в области рабочей силы можно снизить ее относительную стоимость, повышая общую производительность труда. Что касается амортизации, то нам надо развивать более научные методы, которые позволили бы четко ее установить и одновременно продлить полезную жизнь основных фондов, посредством соответствующего их обслуживания.
Все сводится к общему показателю, каким бы образом его ни анализировали, — росту производительности труда, который является основой строительства социализма и необходимой предпосылкой коммунизма.
Итак, есть несколько аспектов, по которым можно установить контроль за стоимостью; первый — это административные наблюдения посредством соответствующей организации, контроля и подготовки нашего руководящего персонала, который научит остальной персонал непосредственно анализировать стоимость и обращаться к подсчетам как к обычной рабочей задаче.
Естественно, в настоящий момент в достижении этого у нас будут бесчисленные трудности ввиду недостаточных навыков экономического анализа у наших руководителей, их низкого культурного уровня и того, что экономика в целом еще недостаточно организована; однако последовательная работа, проводимая в этом направлении, может принести плоды в короткий срок и этой задачей мы занимаемся вплотную.
Необходимо четко уяснить, что анализ стоимости не приводит безоговорочно к принятию необходимых мер для исправления отмеченных недостатков. Существуют объективные и крайне важные обстоятельства, которые в течение некоторого времени будут этому препятствовать: плохая организация снабжения, столь зависимого от иностранного рынка; недостаточная работа по содержанию оборудования, что приводит к неожиданным, вынужденным простоям; отсутствие норм юридических отношений между предприятиями, что вызывает серьезные перекосы в планах, когда предприятие не забирает заказанную продукцию и резко меняет заказы. Необходимо отметить, что общее несовершенство планирования и недостатки обеспечения некоторое время еще будут держать подчиненные предприятия и объединения в зависимости от резких изменений уровня стоимости; это не должно нас столь беспокоить, как неумение сразу же объяснить возникающее явление.
Однако можно работать и над индивидуальным контролем за стоимостью, проводимым самим рабочим, при установлении соответствующих норм с учетом качества и количества труда. При учете качества именно экономия сырья может использоваться как средство, которое приведет к существенным результатам за короткий срок. Это задача, в выполнении которой мы неуклонно продвигаемся вперед, хотя и не с необходимой скоростью.
Надо упорно добиваться внимания коллектива производственного предприятия к проблеме себестоимости; это можно осуществить, когда анализ его хозяйственной деятельности, проводимый через анализ себестоимости, помогает стимулированию, главным образом общественного характера, что обеспечит заинтересованность рабочих в ее снижении, чтобы получить прибыль. Здесь требуется работа по углублению сознательности и одновременно большое повышение качества организации. Взяв это дело в свои руки, последовательно проводя работу в массах, партия за короткий срок может изменить отношение рабочих к государственной администрации, однако мы не можем мечтать о том, что решение организационных вопросов будет продвигаться вперед с той же скоростью, и мы должны согласиться с тем, что нужно время для того, чтобы многое привести в порядок. У нас есть несколько экспериментальных предприятий, где изучается система коллективного стимулирования общественного характера, позволяющего влиять на себестоимость. Должно быть четко установлено, что подобный анализ делается на основе запланированного и обязательно выполняемого производственного плана. Его выполнение, за исключением строго обоснованных случаев, будет порогом, переступив который, станет возможным анализ коллективной деятельности предприятия для определения стимулов.
Эта общая задача заключает в себе идею возможности централизованного управления экономикой, но мы должны уяснить и то, что это централизованное управление не означает принятия всех решений на самом высоком уровне, а устанавливает градации, при которых организация препятствует нарушению принципов и обязывает к тому, чтобы на каждом соответствующем уровне при решении вопросов принимались необходимые меры без обращения в другие инстанции. Подготовительная работа по четкому определению отношений между различными уровнями и тому, что следует или не следует делать на каждом из них, является одним из условий правильного функционирования системы.
Вся наша работа должна быть направлена на достижение того, чтобы задачи ведения хозяйства, контроля и управления с каждым разом упрощались, а усилия министерств и ведомств сосредоточивались на планировании и технологическом развитии. Когда будут установлены и введены все показатели, а также методы и навыки контроля, при развитии планирования во всех областях хозяйства эта работа станет механической и не будет вызывать серьезных затруднений. В этот момент должное значение получат современные методы планирования, станет возможным приблизить тот идеал, когда экономика будет управляться посредством математического анализа и по нему будут определяться наиболее адекватные соотношения между различными отраслями производства. Конечно, человек, первопричина нашей Революции и наших чаяний, не может быть сведен к некоей формуле, а его потребности будут с каждым разом усложняться, дополняя простое удовлетворение материальных потребностей. Различные отрасли производства будут автоматизироваться, во много раз увеличивая производительность труда рабочего, и его свободное время будет посвящено культуре, спорту, науке в их высшем проявлении, а работа станет общественной потребностью.
Возможность приблизить это далекое будущее определена технической способностью рабочих и специалистов поддерживать наилучшие условия работы в каждой отрасли промышленности, способностью планировать таким образом, чтобы самые сокровенные желания населения совпадали с самыми насущными потребностями экономики и предоставлением все возрастающего числа благ. При таком понимании развития экономики функция контроля станет простой и будет возложена на специализированные учреждения, располагающие соответствующими техническими средствами для решения этой задачи.
Если в нашем министерстве, где большая часть служащих сегодня напряженно работает над решением обыденных, но в то же время необходимых для производства задач, могла бы освободиться от такой деятельности, чтобы заняться исследовательской и творческой работой, скачок качества работы стал бы сразу виден.
Мы должны работать над тем, чтобы административная деятельность стала совершенным часовым механизмом и чтобы производству был дан импульс на пути его технологического развития.
“Нуэстра индустрия”
1 Нормированное распределение основных продуктов питания (мясо, рис, сахар, бобовые и др.) было введено на Кубе в 1962 г., а остродефицитных промтоваров (ткани, кожаная обувь, белье и т.д.)— в 1963 г. В 1989 г. нормирование касалось 25 % продовольственных и 20 % промышленных товаров. С 1978 г. в стране действует так называемый параллельный рынок, где по коммерческим ценам можно купить практически все товары, за некоторым исключением. (Прим. науч. ред.)
|