Эрнесто Че ГевараПРОТИВ БЮРОКРАТИЗМА Апрель 1961 г. Наша Революция явилась в сущности результатом партизанского движения, которое положило начало вооруженной борьбе против тирании и завершилось взятием власти. Как первые шаги Революционного государства, так и весь первоначальный период деятельности правительства носили ярко выраженный характер партизанских действий. “Партизанщина” повторяла опыт вооруженной борьбы в горах и на полях Кубы в различных административных и массовых организациях, и выражалось это в том, что органы администрации и общества в целом давали только основные революционные лозунги (которые часто трактовались на самые различные лады). Формула решения конкретных вопросов зависела от свободной воли каждого руководителя. Охватывая все функции управления обществом, сферы деятельности “административной партизанщины” сталкивались между собой, между ними происходили постоянные трения, приказы сменяли контрприказы, различно трактовались законы, что приводило в отдельных случаях к замечаниям со стороны тех органов, которые издавали свои собственные постановления в форме декретов, не считаясь с центральным аппаратом управления. После года горьких опытов мы пришли к выводу, что крайне необходимо полностью изменить наш стиль работы и вернуться к организации государственного аппарата, должным образом используя методы планирования, применяемые в братских социалистических странах. В качестве контрмеры началось создание мощных бюрократических аппаратов, которые характерны для первого этапа строительства нашего социалистического государства, но шарахания были слишком большими и ряд органов, среди них Министерство промышленности, начали проводить политику оперативной централизации и излишне подавлять инициативу администраторов. Эта идея централизации объясняется нехваткой кадров среднего звена и предшествующим духом анархизма, что вынуждало прилагать огромные усилия для выполнения директив. Параллельно с этим отсутствие должного аппарата контроля создавало трудности в своевременном обнаружении административных ошибок, что приводило к “говорильне по бумажке”. Таким образом, более сознательные и более боязливые сдерживали свои порывы, чтобы приспособить их к медленному ходу административной колесницы, другие же в это время, гордясь прошлыми заслугами, не желали признавать никакой власти, вынуждая тем самым новые органы контроля к тому, чтобы пресечь их деятельность. Так наша Революция начала страдать от бюрократизма. Совершенно очевидно, что бюрократизм не рождается вместе с социалистическим обществом и не является его обязательной составной частью. Государственная бюрократия существовала в эпоху буржуазных режимов, составленная из свиты прихлебателей и лакеев, и под сенью бюджета росло число ловкачей, которые составляли “двор” очередного политикана. В капиталистическом обществе, где весь государственный аппарат поставлен на службу буржуазии, его значение как руководящего органа невелико; в основном он должен быть достаточно гибким, чтобы открывать путь ловкачу, и достаточно жестким, чтобы держать в узде народ. Отягощенное “первородным грехом”, гнездящемся в старых административных аппаратах, и обстоятельствами, возникшими сразу после победы Революции, зло бюрократизма начало быстро расти. В поисках его корней в настоящее время следует к старым причинам добавить новые, основывающиеся на трех основных положениях. Одно из них — отсутствие “внутреннего стимула”. Этим мы хотим сказать об отсутствии у человека интереса преданно служить государству и преодолевать сложившееся положение. Вызывается это отсутствием революционной сознательности или во всяком случае соглашательством с плохим положением дел. Можно установить как прямую, так и косвенную связь между отсутствием “внутреннего стимула” и отсутствием интереса решать вопросы. В этом случае, будь то по причине полного отсутствия убежденности, порождаемой недостатком идеологической подготовки, или же определенной дозы отчаяния перед постоянно возникающими проблемами, которые нельзя разрешить, человек или же группа людей находят убежище в бюрократизме, заполняют бумаги, “спасают свою ответственность” и устанавливают бумажную защиту, чтобы продолжать существовать или защититься от безответственности других. Другой причиной является отсутствие организации. В попытках положить конец “партизанщине”, не имея достаточного опыта управления, делаются перемещения, воздвигаются барьеры, которые без нужды тормозят приток информации снизу и инструкций или приказов, исходящих из центральных аппаратов. Иногда эта информация принимается в искаженном виде, инструкции же и приказы превращаются в нелепые и неумные указания, которые еще больше способствуют возникновению путаницы и дезорганизации. Отсутствие организации характеризуется в основном недостаточным умением оценить данное положение. Примером могут служить министерства, когда этими последними делаются попытки разрешать вопросы на других несоответствующих уровнях или же когда пытаются их решать неверным путем и в конце концов тонут в бумажном лабиринте. Бюрократизм — это цепочка служащих, каждый из которых хочет любым путем решить свои вопросы, наталкиваясь каждый раз на установленный порядок, и не имеет возможности их решить. Мы нередко наблюдаем, как многие служащие видят единственный выход в увеличении количества работников, в то время как для решения проблем вместо нагромождения ненужных бумаг требовалось просто немного обычной логики. При здравой самокритике мы никогда не должны забывать, что ответственным за большинство бюрократических ошибок является управление экономикой нашей Революции. Государственные учреждения не развивались по единому плану, который предусматривал бы хорошо продуманные межведомственные отношения и предоставлял возможность для самых различных толкований методов управления. Центральный аппарат экономики — Центральный совет планирования — не выполнил, да и не мог выполнить свою задачу по руководству, так как не имел достаточной власти над соответствующими органами, был неспособен издавать четкие распоряжения, основанные на единой системе, осуществлять контроль выполнения указаний, ему недоставало необходимого перспективного плана. Чрезмерная централизация без хорошей организации затормозила стихийные действия, не дав взамен правильных и своевременных распоряжений. Нагромождение мелких решений заслонило ясное видение крупных проблем, и их решение безнадежно застопорилось. Типичным в нашей работе стало принятие решения в последнюю минуту, на ходу и без всякого анализа. Третьей причиной, очень важной, являлось отсутствие достаточных технических знаний, которые были необходимы для принятия правильных и своевременных решений. В связи с невозможностью делать это приходилось обобщать опыт, не имеющий большой значимости, и пытаться вывести из него какое-то решение. Происходили бесконечные споры, причем ни один из спорящих не имел достаточного авторитета для того, чтобы отстоять свою точку зрения. После одного, двух и более совещаний вопрос продолжал оставаться открытым, пока сам собой не решался или срочно нужно было принимать какое-нибудь, пусть неудачное, решение. Почти полное отсутствие знаний заменяется, как мы сказали выше, длинной чередой собраний и образует такое явление, как “говорильня”, что и приводит в основном к отсутствию перспективы в решении вопросов. В таких случаях бюрократизм, т. е. “бумажный тормоз”, и нерешенные вопросы развития общества являются участью затронутых этой болезнью органов управления. Эти три основных причины переплетаются между собой, в той или иной степени влияют одна на другую и в конечном итоге на всю деятельность государственного аппарата страны. Уже пробил час покончить с этим дурным явлением. Следует принять конкретные меры для улучшения государственного аппарата так, чтобы можно было установить жесткий централизованный контроль, который позволит руководству держать в руках основные “нити” развития экономики и максимально высвободить инициативу, развивая на основе здравой логики отношения между элементами производительных сил страны. Раз мы знаем причины и результаты бюрократизма, мы можем четко проанализировать возможность победить это зло. Из всех основных причин мы можем выделить плохую организацию нашей работы как центральную проблему и заняться ею со всей необходимой строгостью. Для этого мы должны изменить наш стиль работы; установить иерархию наших проблем, передавая их для разрешения каждому органу управления в соответствии с выполняемыми функциями; установить четкие отношения между органами управления и остальными организациями, начиная с центра управления экономикой до последней административной единицы, а также отношения между различными составляющими по горизонтали, чтобы сформировать целостную систему отношений в экономике. Такова насущная задача в настоящее время и ее разрешение как дополнительный выигрыш позволит нам направить в другие сферы большое количество лишних служащих, которые не работают, выполняют незначительные функции или дублируют других без заметного результата. Одновременно мы должны настойчиво вести политическую работу, чтобы устранить внутренние причины отсутствия ясного политического видения проблемы, что приводит к недостатку исполнительности. Для этого необходимо: постоянное воспитание посредством конкретного разъяснения задач, посредством пробуждения интереса у административных служащих к своей конкретной работе, посредством примера работы передовиков, с одной стороны, а с другой — принятие решительных мер по устранению тунеядства, основой которого является глубокая враждебность к социалистическому обществу, освобождение от тех, кто безнадежно непригоден к определенной работе. И наконец, мы должны исправить наш недостаток, которым является отсутствие знаний. Мы приступили к решению гигантской задачи преобразования общества сверху донизу в обстановке империалистической агрессии, блокады, которая с каждым днем становится жестче, в обстановке полной смены нашей технологии, острой нужды в сырье и продуктах питания и массового бегства из страны тех немногих квалифицированных техников, которых мы имели. В этих условиях мы должны настроиться на серьезную и упорную работу с массами с тем, чтобы заполнить бреши, оставленные предателями, и удовлетворить потребности в квалифицированной рабочей силе, потребности, которые вызываются быстрым темпом, диктуемым нашему развитию. Поэтому повышение квалификации кадров занимает ведущее место во всех планах Революционного правительства. Подготовка активных трудящихся началась на рабочих местах на первом воспитательном уровне. Она включает: ликвидацию остатков неграмотности, которые еще имеют место в отдаленных местах страны; курсы для начинающих; курсы по повышению рабочей квалификации для окончивших третий класс; курсы технического минимума для рабочих с более высоким уровнем; курсы подготовки квалифицированных рабочих — помощников инженеров; университетские курсы для всех профессий, в том числе администраторов. Революционное правительство намерено превратить нашу страну в большую школу, где обучение и успехи в учебе являлись бы одним из основных факторов улучшения как экономического положения каждого человека, так и его места в обществе в соответствии с его способностями. Если мы сумеем освободить от запутанного бумажного клубка сложные отношения между различными организациями и отделами этих организаций, устранить дублирование в выполнении функций и бесконечные “выбоины”, в которые попадают наши учреждения, мы обнаружим корни проблемы и выработаем вначале элементарные нормы организации, а затем и более сложные, дадим открытый бой недовольным, сомневающимся и бездельникам, перевоспитаем и воспитаем эти элементы, включим их в Революцию, отбросим все негодное и в то же время, не падая духом, продолжим, несмотря на встречающиеся трудности, воспитание на всех уровнях; если мы сделаем все это, то будем в состоянии в короткий срок ликвидировать бюрократизм. Опыт последней мобилизации1 послужил поводом для обсуждения в Министерстве промышленности исключительного явления, когда вся страна напрягала свои силы для отпора нападению врага. В те дни промышленное производство не снижалось, исчезли прогулы, все проблемы решались неожиданно быстро. Анализируя это положение, приходим к выводу, что здесь имело место совпадение различных факторов, которые ликвидировали основные причины бюрократизма: был большой патриотический и национальный подъем для сопротивления империализму, который затронул подавляющее большинство кубинского народа, и каждый трудящийся на своем месте превратился в солдата экономики, готового разрешить любую проблему. Таким образом, иностранная агрессия раскрыла побудительные силы идеологии. Организационные меры сводились к тому, чтобы точно указать на то, что нельзя было делать, и обозначить основную проблему, которая должна была решаться; поддерживать производство, несмотря ни на что; поддерживать с еще большей настойчивостью определенные отрасли производства и освобождать предприятия, заводы и организации от всех второстепенных функций, сохранив за ними необходимые функции в обычном общественном процессе. Особая ответственность, которая возлагалась на каждого человека, обязывала его быстро принимать решения... Мы еще не подводили итоги мобилизации, и, очевидно, говоря финансовым языком, они не могут быть положительными, но с точки зрения идеологической мобилизация, безусловно, послужила углублению сознательности масс. Каков же ее урок? Мы должны формировать у наших трудящихся, рабочих, крестьян и служащих сознание того, что опасность империалистической агрессии нависла над нами, что мирного положения не существует и что наш долг — продолжать ежедневно и ежечасно укреплять Революцию, так как это является самой верной гарантией того, что не повторится вторжение. Чем дороже встанет империализму овладение этим островом, чем крепче будет его защита и чем выше сознание его сыновей, тем больше задумаются те, кто хочет напасть; но в то же время экономическое развитие страны приближает нас к улучшению положения, к повышению благосостояния. Идеологической задачей является превращение великого мобилизующего примера противостояния агрессии в постоянный фактор. Мы должны проанализировать ответственность каждого служащего, определить ее как можно точнее в пределах его функций с тем, чтобы он под угрозой жестких наказаний не выходил за эти пределы, и на этой основе предоставить ему самые широкие права. В то же время надо изучить, что является основным и что второстепенным в работе различных подразделений государственных органов, и ограничить все вспомогательное, побочное с тем, чтобы сделать упор на основном, и тем самым предоставить им возможность быстрых действий. Надо потребовать действий от наших служащих, установить сроки выполнения указаний, исходящих от центральных органов, правильно контролировать и обязать принимать решения в разумные сроки. Если мы сумеем выполнить всю эту работу, бюрократизм исчезнет. Фактически это не является задачей одного органа или даже всех экономических органов страны; это задача всей страны, ее руководящих органов, и прежде всего Единой партии социалистической Революции и всех массовых организаций. Все мы должны работать, чтобы реализовать лозунг настоящего момента. Война бюрократизму. Мобильность государственного аппарата. Производство без бюрократических пут и ответственность за производство. “Куба сосиалиста” 1 Имеется в виду массовая мобилизация населения страны для отпора контрреволюционерам, высадившимся в районе Плая-Хирон в апреле 1961 г. (Прим. науч. ред.)
|
|