Эрнесто Че ГевараКОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ, РЕШЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ Июль 1961 г Наша Революция развивается так стремительно и подход к возникающим проблемам, должно быть, меняется настолько быстро, что опережает способность к их пониманию в определенной среде революционных организаций. Поэтому настоящим докладом, который подлежит широкому обсуждению, мы хотим дать общие направления политики, которую следует проводить руководителям государственных предприятий в отношениях с такими рабочими и политическими объединениями, как комитеты технического совета, профсоюзы, ХУСЕИ1, революционные организации и т. д. Кубинская революция, быстро пройдя первый демократический антиимпериалистический этап, переросла в социалистическую, поэтому все проблемы, которые она ставила, должны изучаться с точки зрения государства, которое идет к социализму, и в свете определяющих руководящих принципов марксизма, с учетом опыта стран, уже реально строящих социализм. При этом следует учитывать основные условия нашего собственного национального развития и приспосабливать их к общей картине развития на каждом данном этапе. Наша Революция уже миновала фазу борьбы, на которой неизбежно должны были применяться обычно жесткие меры экспроприации капиталистов, в особенности в промышленности, где было национализировано более 80 % предприятий, и этот процесс продолжается посредством выкупа экспроприированного у тех, кто бежит из страны, покидает предприятия или уличается в соучастии с контрреволюционными элементами. Все это привело к необходимости создать государственный производственный аппарат, игнорируя при этом практическое значение частного производства. В плане предусматриваются производственные возможности и потребности в обеспечении государственных предприятий и в целом той немногочисленной группы частных предпринимателей, которые продолжают сохраняться. С течением времени понятие предприятия менялось. Центральный совет планирования дал следующее определение предприятию, которое дословно гласит: “Понятие общественного предприятия включает в себя все производственные объединения, производящие одинаковую или схожую продукцию или оказывающие одинаковые или схожие услуги, хотя это не исключает возможности, что в отдельных случаях по практическим соображениям общественные предприятия могут строиться и на других принципах интеграции”. Решение Центрального совета планирования гласит: “Предоставить в принципе общественным предприятиям следующие полномочия: а) заключать контракты на закупку или получение материалов (электроэнергии, сырья, смазочных материалов, запчастей для действующих машин); б) заключать контракты на продажу или передачу созданной продукции; в) заключить контракты на строительство зданий и приобретение машин и оборудования, необходимых для увеличения производственных мощностей, входящих в объединение единиц, согласно утвержденному плану капиталовложений; г) заключать коллективные трудовые контракты и соглашения; д) назначать, передвигать и увольнять неруководящий состав входящих в объединение организаций, согласуя эти вопросы с Министерством труда и руководствуясь утвержденным штатным расписанием; е) определять, какие производственные единицы должны иметь бухгалтерию; ж) разрабатывать бюджет, на основе которого предприятия посредством государственных ассигнований будут получать необходимые фонды для обеспечения контрактов, упомянутых в пунктах а), б), г), а также передавать в национальный доход прибыль от продажи продуктов”. Как можно увидеть, государственное предприятие является объединением более или менее схожих производственных единиц, которые работают, имея установленный бюджет и согласно этому бюджету, определяют свои производственные задачи, подписывают контракты с целью их выполнения, заключают коллективные трудовые договоры и соглашения, назначают, передвигают и увольняют неруководящий состав входящих в объединение организаций по согласованию с Министерством труда и заключают договоры на строительство сооружений, закупку машин и т. д.Администраторам каждого завода передается часть функций директора объединенного предприятия, но в отношении начальников отделов мы можем не отделять руководителей объединенного предприятия от руководителя заводов. В действительности объединенное предприятие является количественным объединением ряда заводов, но приблизительно с теми же функциями. Каковы же руководящие кадры сегодняшних предприятий Министерства промышленности согласно последнему утвержденному регламенту? Начальник экономического отдела, начальник производственного отдела и начальник отдела сбыта и закупок. Три наиболее важных человека, которые вместе с директором составляют исполнительную часть предприятия. Но объединенное предприятие, как и заводы, — я вновь повторю это, — не представлены только этой руководящей группой государственных служащих; есть еще две очень важные организации, которыми являются профсоюз и Технический совет. Отношения между каждой из них должны быть четко определены.Прежде чем продолжать дальше, следует уточнить, что заводы являются собственностью всего народа, а так как народ в нашей стране представлен государством. значит, они являются собственностью государства. Кубинский народ поручил государству миссию руководить производством для достижения целей социалистической революции. И именно социалистический характер Кубинской революции определяет общие направления производства; отвергая анархию капиталистического производства, революция выдвигает план рационального социалистического производства. Поэтому план является одной из опор социалистической системы, в которой согласовываются усилия всей страны, гармонично распределенные и тесно увязанные между собой. Конечно, правительство не может диктовать нормы, составлять планы, ставить задачи без участия народа, так как в этом случае план был бы неэффективным, бюрократическим. Поэтому предприятие должно обратиться к своим служащим и рабочим с целью привлечь их к обсуждению планов, вовлечь народ в производство и в решения производственных вопросов в такой форме, чтобы конечный результат был бы жизненно важным, итогом практических обсуждений определенных тем, которые могли бы привести к окончательным выводам. Следует добавить, что согласно действующим принципам руководства предприятиями в социалистических странах администратор и административный совет несут полную ответственность за возложенные на них обязательства. Это должно быть ясно, так как не может допускаться никакой небрежности со стороны администратора при исполнении функций, возложенных на него государством, функций, предоставленных ему как директору предприятия или администратору завода. Только исходя из этого основного критерия, можно начать обсуждение предложенной проблемы. Какими должны быть отношения между администратором и профсоюзами? В заголовке этой работы уже содержится мысль, что руководство должно быть единым, при личной ответственности и коллективном обсуждении. Директора, мы уже говорили об этом, должны выполнять, добиваться выполнения общих указаний министерства; кроме того, они должны и руководить всеми этапами непосредственного планирования, руководить организацией и составлением, реализацией и контролем всех функций и дел объединенного предприятия или в данном случае завода. Директор объединенного предприятия должен: а) руководить сам или через компетентных служащих работой отделов, контор и производственных подразделений объединенного предприятия, являясь главным ответственным лицом перед министерством за хороший ход работы; б) руководить составлением и выполнением государственного плана в части, касающейся объединенного предприятия (технико-экономический план объединенного предприятия); в) следить за выполнением установленных показателей работы, заработной платы, контрактов, технологии, финансов, законов и постановлений, мер безопасности и гигиены труда рабочих. Следить также за правильным и эффективным использованием ресурсов, выделенных объединенному предприятию государством; г) принимать необходимые решения внутреннего характера, направленные на улучшение работы объединенного предприятия. Издавать необходимые инструкции по лучшей организации административной, экономической, технической, производственной и коммерческой деятельности объединенного предприятия; д) информировать, стимулировать, обучать и повышать способности личного состава объединенного предприятия, чтобы достичь более революционной, эффективной и экономичной его деятельности; е) подписывать необходимые документы общественного и частного характера, однако они никоим образом не должны своим содержанием выходить за пределы, установленные в технико-экономическом плане объединенного предприятия; ж) председательствовать на административных советах, комитетах и собраниях, которые проводятся для информации и координации различного рода деятельности объединенного предприятия; з) сотрудничать с революционными и профсоюзными организациями; и) поддерживать активное участие трудящихся в управлении и выполнении плана. Какова же будет роль профсоюзов? Профсоюзы имеют две различные функции, которые в революционную эпоху дополняют друг друга. Одна из них — понять основную идею организации и задач правительства, обсудить ее на уровне конкретного предприятия или завода и довести эту идею до сознания трудящихся масс, чтобы в их сознании укоренилось то, что нужно сделать, и чтобы это сознание и дальше с еще большей силой продвигало дело вперед.Другая задача, кажущаяся противоположной первой, состоит в защите специфических и непосредственных интересов рабочего класса на уровне объединения или завода. Установление социалистической системы не устраняет противоречия, а только изменяет форму их разрешения. Сейчас также будут противоречия, в их разрешении профсоюз будет играть важную роль, обосновывая точку зрения трудящихся определенной отрасли для возможного удовлетворения их нужд, без ущерба общим интересам всего рабочего класса, — построению социализма и индустриализации страны в короткий срок, — когда их нужды не расходятся с определенными нормами труда, когда они не противопоставляются некоторым благам, завоеванным в результате профсоюзной борьбы в течение долгих лет, когда не игнорируются насущные нужды рабочих предприятия и когда дело касается общего обсуждения коллективного трудового договора. Как совместить всю эту защиту непосредственных интересов рабочего класса с его участием в больших экономических начинаниях Правительства? Очень просто, так как между этими двумя задачами нет внутренних противоречий; Правительство старается вести страну вперед, по возможности более быстро, используя возможно большее количество ресурсов для блага наибольшего количества людей в наиболее короткий срок. Стремление это велико, иногда это общее стремление на каком-то заводе наталкивается на практические трудности; в этом случае задача профсоюза — привести в соответствие реальные условия места работы и важные общие установки развития государства. Для пояснения этой мысли приведем пример.Предположим, что на одном промышленном предприятии (не будем его называть) имеется цех, вредный для здоровья; страна нуждается в продукции, для получения которой приходится работать в спешном порядке, в условиях, очень вредных для здоровья. Экономические инстанции через свои организации передают просьбу директору указанного предприятия; директор хочет удвоить показатели производства, просит увеличить количество рабочих часов и других самопожертвований, необходимых для увеличения производства без новых вложений, которые в этот момент сделать невозможно. Профсоюз может выступить и сказать: “Подождите, здесь от этой группы рабочих просят несоразмерных усилии, потому что работа по стольку часов вызывает такую-то болезнь, ведет к физическому износу, потому что нет минимальных условий охраны здоровья, потому что есть то или другое. Он имени рабочих, которых мы представляем, требуем, чтобы улучшились условия оплаты труда, улучшились санитарные условия, социальное страхование; все это нужно, чтобы выполнить задания правительства, и в случае удовлетворения наших просьб мы обязуемся сделать это”. Естественно, мы взяли крайние случаи; администрация всегда учитывает условия, необходимые для выполнения рабочими своих заданий, имеет в виду благосостояние рабочих и не будет требовать от них того, что карикатурно изображено в нашем примере, но здесь как раз в общих чертах и проявляется другая задача профсоюза. Профсоюз должен выполнять эту двойственную функцию наблюдения за условиями труда рабочих и служащих, но в то же время он должен давать революционное направление самопожертвованию или необходимым усилиям масс со всей честностью, на которую способны пролетарии, так как общие направления экономической политики социалистической революции определены желанием создать больше ценностей для повышения благосостояния рабочего класса, крестьян и всего народа. Профсоюз должен хорошо знать, каковы эти направления и как следует воспитывать массы для быстрейшего достижения запланированных показателей; для этого он должен иметь доступ к управлению предприятием. До составления трудового распорядка предприятия желательно, чтобы администрация пригласила секретаря профсоюза на совет дирекции. Этот личный контакт даст возможность лучше оценить степень сознательности рабочих и яснее увидеть экономические задачи. Профсоюзы тесно связаны с увеличением производительности труда и трудовой дисциплиной, которые являются основополагающими факторами построения социализма. Профсоюзы также участвуют в подготовке деятельных администраторов из рабочих, повышая их технический и политический уровень. Другой задачей профсоюзов является забота о непосредственных материальных и духовных запросах рабочих. Согласовывая все эти запросы путем обсуждения и убеждения (это основной метод правильных действий), профсоюз выполнит все свои обязанности в этот период напряжения всех производительных сил. Таким образом, отношения между директором и профсоюзом являются сердечными, гармоничными и носят характер взаимодействия, но проявляются они в разных сферах; за все, что касается административного, ответственность несет администратор, который должен применять свою власть; в области воспитания и повышения идеологического уровня масс профсоюзы несут большую ответственность и должны выполнять эту задачу с глубоким революционным чувством, подчиняя свою деятельность целям общества. Любое противоречие должно разрешаться посредством обсуждения, потому что самое сильное оружие рабочего класса — это забастовка, она является вынужденным оружием в разрешении классовых противоречий, явлением, которое не должно иметь место в обществе, избравшем путь построения социализма; рабочие забастовки на наших предприятиях будут означать громкий провал деятельности нашей администрации, а также явятся выражением, к сожалению, недостаточности политического сознания рабочего класса. К счастью, эти отрицательные явления изжиты в нашей стране; значительно повысилась сознательность рабочих, и направление нашей экономической политики является правильным и имеет основную задачу — удовлетворение интересов рабочего класса в целом и каждого отдельного человека.Ярким выражением нашего сегодняшнего состояния, совершенно отличного от прошлого, является как раз добровольный труд рабочих, труд, возглавляемый и направляемый профсоюзами. В сознании рабочих уже твердо укоренилась идея, что невозможно отделить завод от трудящихся, что это единые вещи и что, когда трудящийся делает что-то для завода, он делает это для своего блага и для блага всего народа. Таким образом, добровольный труд сплачивает рабочих, которые переходят от одного вида работы к другому, исходя из потребностей страны; по мере необходимости позволяет производить ротацию трудящихся на различных заводах или предприятиях, как это было с производством сахара , когда трудящиеся всех предприятий внесли свой вклад в это дело и тем самым содействовали сплочению усилий рабочего класса, претворению в жизнь важнейших лозунгов страны.ТЕХНИЧЕСКИЙ СОВЕТ На уровне заводов, а также в объединениях существует орган, более или менее технический, называемый Техническим советом. Технический совет состоит из наиболее известных рабочих от каждого подразделения производства, которые, объединившись, дают советы администратору о практических мерах, которые необходимо принять в каждом производственном подразделении. Технические советы занимаются решением революционно-технических задач. Например, нужна какая-то запасная часть, машина стоит из-за ее отсутствия, инженер считает, что эта деталь должна быть доставлена из-за границы, на это нужно полтора месяца, что эту деталь невозможно починить и поэтому нужно остановить машину. “Во всяком случае, — скажет инженер, — эту деталь надо доставить самолетом”.Собирается Технический совет, обращается к практическому опыту всех рабочих и решает, что эту деталь можно отремонтировать на Кубе, пока прибудет новая. Ставится задача, и деталь ремонтируется. Какой характер носила работа этих людей? Она была технической, но она была и революционной. Это является основной функцией Технического совета, но он же с высоты своего положения на заводе может очень хорошо знать, как развиваются производственные отношения, может видеть значение дисциплины труда, значение организации труда, то, как понимают в различных цехах завода неправильные, ошибочные действия на том или ином определенном участке.Итак, Технический совет является экспериментальной лабораторией, в которой рабочий класс готовит себя для выполнения будущих задач всестороннего управления страной. Он должен способствовать развитию всех способных рабочих, стремлению к творческому росту и вместе с профсоюзами предлагать им учиться в различных школах, которые создаются; должен постоянно работать над повышением технического уровня рабочих, так как профсоюзы и революционные организации обязаны повышать их культурный и идеологический уровень, способствуя дальнейшему развитию социалистического сознания. Администратор является председателем Технического совета. Его решение на уровне предприятия или завода окончательно, но может быть передано на рассмотрение в высшую организацию. То есть в случае с заводом Технический совет может (да и должен это сделать) сообщить директору объединенного предприятия, что такой-то администратор завода совершает такие-то и такие-то действия, которые идут вразрез с политикой министерства и наносят ущерб производству, рабочим и общему ходу дел на заводе; если директор объединения не обратит внимания на это заявление, можно послать его выше, соответствующему заместителю министра. Как видите, существует надежная гарантия, что все заявления Технического совета будут рассмотрены лицами, ответственными за проблемы производства. В итоге Технический совет имеет целью замещение высококвалифицированных техников и улучшение условий труда посредством своего революционного энтузиазма. В особенности он будет работать над изучением возможностей изготовления запасных частей, над рационализацией процесса производства, над повышением производительности труда, а также будет сотрудничать с профсоюзами в работе по улучшению дисциплины труда и повышению технической грамотности рабочих. Кроме того, сейчас его насущной задачей является вместе с ответственными лицами Министерства труда и соответствующих министерств разработка нормативов труда. Эти нормативы являются базой для расчета заработной платы в социалистической системе и на их основе составляется коллективный договор.В производстве имеется один очень важный “фактор”, который в идеологическом плане остался далеко позади политического развития страны, — это техник. Техниками на Кубе, как правило, были люди, вышедшие из мелкобуржуазной среды или высших слоев населения, чьи отцы имели деньги на их обучение здесь или за границей, как правило, в Соединенных Штатах; кроме того, они были воспитаны в духе уважения и преклонения перед американской техникой. После завершения учебы такой техник скорее всего проходил курс на каком-нибудь американском предприятии и шел работать часто на другое американское предприятие. Таким образом, его идеологический горизонт замыкался на практических знаниях существа дела. У него не было контактов с другим миром и для него отвратительно все то, что не является “свободной инициативой” и не дает ему возможности тоже когда-нибудь разбогатеть. И хотя его сегодня эксплуатируют, хотя его старший товарищ, какой-нибудь инженер, которому уже 60 лет, продолжает прозябать в роли скромного служащего, как и раньше, несмотря на все это, он лелеет надежду и поэтому не испытывает симпатии к обобществлению предприятий. Он привык работать несколько часов в день, привык, чтобы его уважали, а может быть, и побаивались рабочие. Он увидел, как весь окружающий мир, очень стабильный, который он видел незыблемым за все время его существования, где он жил в относительных удобствах, но с нереальными возможностями сделать большой скачок к своему счастью, неожиданно рухнул.Кроме того, рабочие завода вообще видят в техниках союзника хозяина, немилосердного человека, который заставляет больше работать, заставляет выполнять ту или иную работу, квалифицирует рабочих; с основанием или без основания рабочие переносят свою ненависть к старым хозяевам и на инженеров. Инженер чувствует это преследование и начинает искать то, что могло его ориентировать в этой обстановке, помочь ему преодолеть кризис; вот здесь, в этой ситуации важна роль администратора. Администратор — именно тот человек, который должен оказать помощь техникам, повышать их идеологический уровень, показать им на своем примере в постоянных с ними беседах, что может сделать социализм, ясно изложить им правду о том, что при социализме техник имеет больше возможностей для своего развития, чем при капитализме; что, хотя на одном, двух или пяти примерах можно показать техников, разбогатевших при капитализме, но чтобы это случилось, сотни и тысячи техников должны были подвергаться унижениям и эксплуатации. Нужно оказать ему доверие, приблизить его к революционному процессу. Техник не запятнан первородным грехом, и нормы его поведения просто определяются воспитанием, которое он получил, общественным классом, откуда он вышел, обстановкой, в которой прошла вся его жизнь. Революционный администратор должен работать, чтобы его техники оставались в стране, совершали идеологический переворот в своем сознании, который позволил бы им не только просто работать, но работать с энтузиазмом для Революции, чтобы они слились с рабочим классом, классом, который в самом ближайшем будущем призван решать судьбу страны.Все это нужно делать, не упуская, однако, из виду, что нельзя позволять ни малейшего превышения прав со стороны техников; можно допускать все их идеологические сомнения и все выпады против существующего реального положения, но нельзя им разрешать, например, чтобы они в силу старого образа мышления плохо обращались с рабочими, отсутствовали на работе, отказывались отремонтировать какую-нибудь машину или работать с техниками из социалистических стран, которые прибыли в составе многих технических групп, присылаемых этими странами с целью помочь нам. Задача администратора — убеждать, но убеждать твердо, это является одной из самых деликатных сторон его повседневной работы.Все это является задачей переходного периода; лицам, вышедшим из общественных классов, свергнутых в ходе борьбы, должна быть оказана помощь на тот период времени, в течение которого они перестанут себя чувствовать чужими в новом обществе и войдут в него. В будущем новые техники выйдут из рядов рабочего класса и крестьянства, их слияние с Революцией будет полным и дух социалистического соревнования станет естественным делом. Очень важно уже сегодня приложить максимальные усилия, чтобы рабочий класс шел к овладению техникой, так же как он семимильными шагами идет по Пути повышения своего идеологического уровня. Так быстрее можно будет овладеть контролем над аппаратом производства, которое является экономической основой новой системы. Эта совокупность революционных органов — Технический совет, профсоюзы и администрация, возглавляемая главным администратором, — имеет целый ряд задач и общих отношений. Задачи их в основном уже уточнены; что касается отношений между ними, то следует настоятельно и четко объяснить, подчеркнуть, чтобы сразу было видно, что ответственность за выполнение планов правительства несет администратор и, следовательно, на него падает полная ответственность за выполнение распоряжений правительства.Должна существовать широкая интеграция этих органов, следует постоянно обсуждать назревшие вопросы, устанавливать постоянные связи, которые позволят обмениваться мнениями в любой момент и посоветоваться по всем необходимым политическим и техническим аспектам данной проблемы с тем, чтобы администратор в последней инстанции и под свою полную ответственность принял решение. Именно это и позволит конкретному заводу или предприятию идти правильным путем. Наряду с этими органами, учрежденными, можно сказать, установочным порядком существует еще один, который имеет важное значение и является истинным выражением чаяний и мнений рабочего класса, — производственное совещание.Производственное совещание, проводимое на демократических началах, охватывает всех рабочих завода, которые свободно излагают свою точку зрения на ход производства и выполнение плана. Производственное совещание представляет собой как бы палату представителей, в которой обсуждаются свои собственные задачи и задачи всех служащих и рабочих .Там должны господствовать как средство социалистического воспитания критика и самокритика. Они позволяют обменяться различными, иногда противоположными точками зрения, что дает возможность воспитывать администраторов в духе критического анализа их собственных задач перед всем коллективом предприятий, а последнему — возможность действенного контроля за выполнением администрацией своих задач.Критика и самокритика являются основой ежедневной работы, но наиболее ярко они проявляются на производственном совещании, где обсуждаются все вопросы, связанные с производством, и где работа администратора будет подвергнута экзамену и критике со стороны рабочих, которыми он руководит. Необходимо еще раз подчеркнуть, что обсуждения должны вестись не с позиции силы, а с позиции логики и здравого смысла, без рассмотрения мелочных и личных интересов. Метод “высочайших повелений” неэффективен. Необходимо понимание администратором того, что в обращении с рабочими нужно поступать так, чтобы они остались им довольны. Если же он не будет исполнять их волю, то останется вне предприятия.Из новых органов, созданных Революцией, один является самым молодым — ХУСЕИ, который основал на востоке товарищ Рауль Кастро, и затем он был создан повсюду, вплоть до провинции Матансас; его нет только в Гаване и провинции Пинар-дель-Рио. ХУСЕИ имеет две важные функции, одна из которых связана с проблемами производства на центральном уровне, а вторая — это координация связей на местном уровне. ХУСЕИ в настоящее время осуществляет функции местной политической власти. В этом качестве он должен знать все, что происходит в данной местности, зоне, о которой идет речь, и даже провинции. В этом случае отношения с центральным управлением являются второстепенными.В то же время ХУСЕИ выполняет функцию специального аппарата координации, наблюдения и контроля государства на местном или провинциальном уровне, и очень важно, чтобы эта функция тщательно выполнялась. Здесь отношения должны строго осуществляться в соответствии с установленными принципами с тем, чтобы не происходило трений, не было бы бесплодной работы ХУСЕИ и его функции не возрастали бы чрезмерно, причиняя тем самым вред делу. Следует исходить из основной предпосылки, что администрация каждой отрасли производства является верховной властью этой определенной отрасли. Конфликты между местными предприятиями и организациями, принадлежащими различным министерствам, конфликты любого характера, возникающие на уровне провинции или населенного пункта, ХУСЕИ должны разрешать в духе сотрудничества, призывая стороны к их обсуждению; ХУСЕИ не является исполнительным органом в сфере экономики и не может никогда посредством местной директивы исказить общенациональное направление, намеченное соответствующим министерством. Необходимо установить это различие: например, конфликт между администраторами государственного предприятия, принадлежащего Министерству промышленности, и другого предприятия, принадлежащего Министерству транспорта, имеющий местный характер, можно разрешить на местном уровне. ХУСЕИ, в котором представлены обе эти организации, может действовать в духе их примирения, пытаясь установить между ними более разумные, более справедливые отношения на пользу стране. Если же происходит конфликт между администратором какого-нибудь завода и каким-нибудь служащим высшей иерархии соответствующего министерства, в этом случае ХУСЕИ должен воздержаться от вмешательства. Администраторы прежде всего должны помнить, что в административном порядке они подчиняются министерству, к которому относятся, это во-первых, и что отношения с ХУСЕИ являются в данном случае вторичными. То есть недопустимо, чтобы заявление от рабочих и администратора на какого-либо служащего вышестоящей инстанции подавалось в провинциальный ХУСЕИ, минуя министерство, так как в данном случае это будет нарушением административного порядка. Так же как в случае отношений профсоюзов и Технического совета, отношения между руководителями заводов и ХУСЕИ провинций служат делу объединения, к которому мы все стремимся, чтобы сделать более эффективной работу администратора. Однако администратор никогда никоим образом не может отказаться от своих законных прав и основных обязанностей; следует сказать, что управление заводом находится под его ответственностью и за все, что происходит в процессе этого руководства, он должен отвечать перед соответствующим министерством. Исходя из этих предпосылок, ХУСЕИ, в который входят представители революционных организаций и административных органов, выполняет важную задачу: он призван координировать действия всех этих сил, сглаживать “шероховатости” и работать на общее благо, делая все для полного использования производственных возможностей страны на местном уровне.Каковы же основные задачи администратора? Можем сказать, что в этот период основной задачей является выполнение и перевыполнение плана. Как администратор обеспечивает выполнение или перевыполнение плана? В основном двумя путями: за счет роста производства и повышения производительности труда. Производство, т. е. создание необходимой продукции для достижения намеченных задач, и производительность, т. е. ускорение процесса производства таким образом, чтобы с меньшими или с теми же самыми затратами производить больше. Можно добиться необходимой производительности посредством различных факторов: координации административных и технических сил с производительными силами, т. е. с рабочими, чтобы они глубоко усвоили идеи важности выполнения плана и повышения своего технического уровня, начиная с самого низкого.В данный момент важную роль играет то, что политическая просвещенность масс, их желание сделать больше и лучше претворяются в жизнь в ходе соревнования. Соревнование — одна из опор ускоренного развития страны в революционный период и его основы должны досконально изучаться и обсуждаться на всех заводах с тем, чтобы всеобщие усилия привели к высоким показателям кубинского производства.И все это должно делаться без ущерба качеству продукции. Напротив, качество должно быть составной частью оценки приложенных усилий. Если сегодня некоторые продукты изменили вид или вкус, в будущем мы найдем соответствующий рецепт и необходимое для этого сырье. Мы всегда должны двигаться вперед, учитывая важность качества продукции для повышения благосостояния населения, и не жертвовать качеством в угоду росту количества продукции. Для всего этого нужно выполнить одну из наиболее важных и плодотворных задач, которая должна решаться в тесном сотрудничестве с директорами предприятий, членами Технического совета, профсоюзами, революционными организациями, а также ХУСЕИ: эта задача — формирование кадров. Формирование кадров — это основа, которая нам обеспечит будущий успех заводов, предприятий и всей страны в целом. Тот, кто сегодня сумеет пожертвовать кое-какой продукцией, несколькими рабочими часами, за счет повышения производительности труда в будущем с лихвой выиграет то, что теряет сегодня, может сказать, что он прекрасно понял процесс социалистического производства на предприятии или в государственном учреждении. Это является одной из важнейших задач, которые стоят перед нами в настоящий момент. Мы готовимся создать необходимые условия для того, чтобы в ближайшие годы у нас появилось большое количество способных техников. Для этого с социалистическими странами разработан подробный план, который уже находится на пути к выполнению.Хотя человек и не может быть разложен по клеточкам с четкими границами, по которым его заслуги рассматриваются отдельно, а затем простым арифметическим сложением выводится целое, можно сказать, что наилучшим директором предприятия или завода может быть тот, кто умеет сочетать в себе интересы развития рабочего класса и страны в целом и конкретный успех своего предприятия; координирует свои действия со всеми революционными организациями;проявляя решительность и авторитет, берет решение возникающих проблем под свою ответственность; умеет подняться на такие административные высоты, которые позволяют охватить в целом производство и непосредственным, личным общением дойти до масс; руководит объективно, основываясь на своих знаниях, а также увлекая других своим примером; знает теорию планирования и ее проблемы, технологию производства на своем предприятии; может превзойти средний интеллектуальный уровень и постоянно продолжать учиться, но в то же время ощущать себя членом рабочего коллектива и к нему обращаться за получением опыта; способен забыть даже о минимальном личном интересе; выполнение законов и революционного долга ставит выше личной дружбы; умеет оценивать людей по конкретным делам и результатам работы, а не по их виду и словам; соединяет крепкую административную дисциплину с революционной отвагой и инициативой; содействует техническому и политическому развитию рабочего класса, предоставляя трудящимся широкие возможности учиться. Руководитель должен окончательно усвоить, что великую научную истину революционного движения необходимо дополнить постоянной и целенаправленной работой, имея в виду всегда реальность и, вооруженный теорией, работать ради этой реальности.Теория и практика, решение и спор, управление и ориентация, анализ и синтез — таковы диалектические противопоставления, которыми должен владеть революционный администратор.“Трабахо” (“Труд”) 1 ХУСЕИ — советы по координации, исполнению и контролю. Они стали создаваться в марте I960 г. как органы для руководства всей административной работой на местах. Впоследствии была создана новая система местной администрации с более четким разграничением полномочий и функций. (Прим. науч. ред.)
|
|