Главная Биография Библиотека Галерея Мультимедиа Ссылки English Espanol
Главная >> Библиотека >> Произведения Че Гевары >> Экономические воззрения >>
К cоветскому читателю
Уже в молодые годы Че начинает проявлять интерес к марксизму-ленинизму. В 16—17 лет он читает произведения Маркса, Энгельса, Ленина и продолжает их изучение, будучи студентом университета. Такие произведения классиков марксизма-ленинизма, как “Капитал”, “Манифест Коммунистической партии”, “Анти-Дюринг”, “Империализм, как высшая стадия капитализма”, “Государство и революция” и другие, привлекают внимание Че и формируют его политические и революционные взгляды.
Неустанный путешественник, Че объездил многие страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Нищета, неграмотность, милитаризм, зависимость от империализма и эксплуатация, которую он видел во время своих путешествий, побуждают его к еще более глубокому изучению волнующей его теории.
В переписке со своими близкими Че делится впечатлениями от увиденного и прочитанного, а также рассказывает об изменениях в своих взглядах, которые окончательно определяют его дальнейшую судьбу. Че пишет, что вскоре он станет известен, если не как ученый или преподаватель, то, по крайней мере, как распространитель учения Маркса в университетских аудиториях. “Потому, что я отдаю себе отчет, — пишет он, — в том, что физиология — это не мое призвание, а вот другое — да!”
Эта же мысль проскальзывает у Че, когда он пишет, что не станет преподавателем физиологии, это его совсем не беспокоит, и что он забросил научную работу, поскольку стал усердным читателем работ К. Маркса и Ф. Энгельса.
В письме к матери из Мексики, датированном 1956 годом, Че пишет, что изменит свой распорядок занятий: “...раньше я плохо ли, хорошо ли занимался медициной и свободное время посвящал неформальному изучению Сан Карлоса (имеется в виду Карл Маркс — Науч. ред.). Новый этап моей жизни требует изменения распорядка занятий: сейчас для меня первостепенным является Сан Карлос, то главное, что я пронесу через всю свою жизнь”.
Че не довольствуется лишь умозрительным восприятием латиноамериканской действительности: он несет в себе сознательную готовность борьбы за достоинство человека, что побуждает его к протесту против всех причин, порождающих господствующую социальную несправедливость.
Политический выбор Че является последовательным продолжением революционной теории, которая его питает. Че связывает свою судьбу с силами эксплуатируемых народных масс. Гватемала стала первым опытом на избранном им пути.
Встречей с Фиделем в Мехико начинается связь Че с Кубинской революцией, которая придаст ему новый стимул и откроет для него поле деятельности в осуществлении социальных преобразований, предоставит возможность раскрыть свой потенциал личности, которая закалится в суровых условиях, требующих самопожертвований, взыскательности, постоянного самосовершенствования и личного примера.
С победой Кубинской революции для Че, уже легендарного партизана и признанного военачальника, начинается новый и важный этап его жизни, этап строителя социализма.
Не касаясь личности с присущими ей характерными чертами, трудно понять, как Че смог всего лишь за семь лет развить такую бурную и разностороннюю деятельность. Не было ни одного порученного ему задания, где бы не остался след его коммунистической концепции работы. С полной отдачей и необычайным талантом он выполнял одновременно важнейшие возложенные на него функции государственного деятеля, военачальника и политического руководителя.
7 октября 1959 года Че назначают начальником департамента промышленности Национального института аграрной реформы, затем президентом Национального банка, а 23 февраля 1961 года — министром промышленности Кубы.
В новых условиях, несмотря на большую ответственность, Че продолжает изучать революционную теорию и опыт других стран в строительстве социализма. Че анализирует все основное в трудах Маркса, Энгельса и Ленина в более систематической форме и в свете поставленных перед ним задач. Особое внимание он уделяет изучению произведений Ленина и выдвинутых им задач в период создания социалистического государства.
Че углубляет анализ капитализма на стадии империализма; при этом он исходит из положений Ленина и учитывает особенности, существовавшие в 60-х годах;
проводит глубокое, объективное и свободное от догм исследование основных проблем, содержащихся в международных экономических отношениях современного ему периода. Идеи Че по этим проблемам сохраняют свою актуальность и представляют собой важный инструмент для понимания нынешней политической и социально-экономической обстановки, особенно в слаборазвитых странах.
Одновременно Че углубляет свои исследования экономической и политической истории Кубы, систем и методов господства, применяемых американским империализмом, а также механизмов управления экономической деятельностью монополий, анализирует их возможное использование при социализме, исключая при этом опасность быть подверженным влиянию породившей их системы.
Самый распространенный образ Че — это образ человека действия, мужественного и чистого, являющегося примером бескорыстия и героизма, примером революционера-партизана, бойца и интернационалиста, верного идеям, которые он впитал с молодых лет и защитил ценой своей жизни. Таким был Че, но это не полный его образ.
Одним из наиболее ценных заветов, который Че оставил кубинскому народу и революционерам любой части мира, являются результаты его работы в области идеологии, потому что он был также создателем теории и практики строительства социализма. В результате исследований развивалось его мировоззрение, ставшее неотъемлемой частью революционной теории марксизма-ленинизма, которая дает ответы на вопросы, поставленные в ходе строительства и дальнейшего развития социализма.
Уже в начале 60-х годов Че понял, что в марксистско-ленинском учении, в деле построения социализма произошел некоторый застой. “К нам скорее приходит апологетика системы — разъяснял он, — чем ее научный анализ”. В статье “Социализм и человек на Кубе” Че писал: “Если к этому добавить схоластику, затормозившую развитие марксистской философии и препятствующую систематическому исследованию социализма, политическая экономия которого так и не была развита, то следует согласиться с тем, что мы все еще находимся в пеленках”.
В таких условиях, сталкиваясь с задачами применения принципов марксизма-ленинизма к организации народного хозяйства и управлению экономикой, Че изучал, обсуждал и много писал по этой тематике и пришел к созданию достаточно глубоко теоретически разработанной модели, в соответствии с которой, с его точки зрения, следует строить социализм и двигаться к коммунистическому обществу.
Речь идет не об отдельных идеях по осуществлению определенной экономической деятельности, а о последовательной, основательно разработанной концепции, предусматривающей новую систему управления социалистическим народным хозяйством, известную как система бюджетного финансирования, которую Че рассматривает в единстве экономики, политики и идеологии, составных частей, необходимых для построения нового общества.
Для Че экономическая политика обладает идейно-политическим аспектом, которого нельзя не учитывать. Управление экономикой при социализме — это нечто большее, чем совокупность экономических методов и механизмов.
Прямым отражением существующей политической власти является также ее идеология, которая активно влияет как на экономическое, так и на политическое развитие, консолидацию, упрочение и отступление в общественном прогрессе. Поэтому невозможно выработать экономическую политику страны, не учитывая или пренебрегая возможностями идейно-политического обеспечения того или иного экономического решения.
Уверенный в необходимости экономического преобразования общества, он был убежден в том, что изменения должны произойти и в сознании людей. Однако в этом Че не выглядел утопистом, мечтающим ирреально. Он никогда не стремился ускорить развитие сознания людей в большей степени, чем это исторически возможно. “Изменение, — подчеркивал он, — не происходит автоматически в сознании, так же как и в экономике”.
Сознавая необходимость избежать разрыва между этими понятиями, Че призывал одновременно с созданием материально-технической базы социализма заниматься формированием нового сознания и новой морали и требовал систематически проводить всестороннюю воспитательную и идейно-политическую работу, которая раскрывала бы все лучшее, что есть в человеке.
“На наш взгляд, — писал Че, — коммунизм — это феномен сознания, а не только производство... Нельзя прийти к коммунизму посредством простого механического количественного накопления произведенного для нужд населения продукта. Система управления экономикой не должна тормозить осуществление основных задач строительства социализма и коммунизма, которые заключаются не только в производстве материальных благ, но одновременно и в формировании человека нового общества”.
Экономические воззрения Че надо понимать в рамках созданной им концепции системы управления экономикой — системы бюджетного финансирования, включающей в себя целый комплекс подсистем, среди которых планирование, организация и нормирование труда, финансы, бухгалтерский учет, статистика, цены, политика стимулирования, кадры и повышение их квалификации, научно-технический прогресс, информатика, управление и участие в нем трудящихся, контроль товарно-материальных запасов и т. д.
В логичной и стройной форме Че развивает основные теоретические и практические аспекты указанной системы, ведет поиск путей достижения максимальной эффективности экономики, развития и углубления сознания трудящихся — истинных творцов его главной идеи: одновременно с созданием и развитием материально-технической базы социализма надо формировать и развивать социалистическое сознание масс.
Основной характеристикой теоретических воззрений Че является их стратегический характер. Он мечтает о сознательной личности, которая сможет построить новое общество, но Че — реалист, он знает о сопряженных с этим трудностях, исходит всегда из существующей реальности. Отсюда его настойчивость в установлении контроля, без которого невозможно построить социализм. “Если мы не поставим контроль в центр нашей деятельности, — писал Че, — мы будем не способны построить социализм. Почему? Проблема в том, что человек далеко не совершенен, поэтому необходимо усовершенствовать систему контроля для выявления первого же сделанного им нарушения закона, потому что это нарушение может привести к другим”.
Так думал Че, который полностью доверял людям и безмерно верил в их способности, он учитывал конкретные условия как исходную базу для всех своих планов и идей.
Настоящий сборник предлагает советскому читателю ряд материалов, которые охватывают основные аспекты экономических воззрений Че, хотя и не включают все их богатство. Экономическая концепция Че формировалась в тесной связи с его повседневной практической деятельностью. Имеется большой материал, дополняющий теоретическое наследие Че, который содержится в его статьях, записях, докладах, интервью, речах на заседаниях коллегии министерства, выступлениях на Кубе и за рубежом. Эти материалы отличаются творческим подходом и пронизаны духом тесного взаимодействия теории с практикой, они вносят большой вклад в развитие марксистско-ленинского учения в части его применения к нашей реальности, а также содержат идеи, обогащающие общую теорию социалистического строительства, которые должны быть известны в Латинской Америке и в других слаборазвитых странах, а также в капиталистических и особенно в социалистических странах.
Экономические воззрения Че — это не прошлое и не просто отражение ситуации, существовавшей в первые годы Кубинской революции. И сегодня теория Че действенна на Кубе и активно способствует процессу исправления допущенных ошибок и негативных тенденций, процессу, направленному на совершенствование нашего общества. По-прежнему актуальны основные идеи, положенные в основу его марксистско-ленинской концепции строительства социализма, — необходимого переходного этапа к коммунистическому обществу.
Карлос Альдана Эскаланте,
Член Секретариата Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы
|