Французская революция как школа современного
революционера
Гена Козак
Че Гевара
1. Книга Че Гевары “Партизанская война” была
опубликована на русском языке в 1961 г., т.е.
написана она была по горячим следам борьбы на
Кубе. 3 основные вывода которые Че делает из
победы на Кубе это: “1) народные силы могут
победить в войне против регулярной армии; 2) не
всегда нужно ждать, пока созреют все условия для
революции: повстанческий центр может сам их
создать; 3) в слаборазвитых странах американского
континента вооруженную борьбу нужно вести
главным образом в сельской местности.”
Относительно первого вывода Че сам поправляет
себя. Народные вооруженные силы могут победить
регулярную армию лишь постольку, поскольку они
сами становятся регулярной армией. Основа
военной тактики партизан - молниеносный удар, и
столь же молниеносное отступление. Однако при
помощи такой тактики добиться конечной победы
невозможно. “Точно установлено, что
партизанская война является лишь этапом обычной
войны и поэтому партизанской борьбой нельзя
добиться конечной победы. Партизанская война
является одним из начальных этапов войны, она
развивается вплоть до момента, когда постоянно
увеличивающаяся партизанская армия приобретает
характер армии регулярной. С этого момента она
готова нанести решительные удары по врагу и
добиться победы. Окончательная победа всегда
будет результатом действий регулярной армии,
хотя зарождается она в борьбе партизанской
армии.” Думается что опыт партизанской войны в
Югославии в 1941-45 и партизанской войны в Китае в
1929-1948 подтверждает это. Повстанческая армия
может зародиться в ходе партизанского
сопротивления основанного на крестьянстве и
ведомого радикальной интеллигенцией. Но для
того, чтобы победить, это сопротивление должно,
при условии благоприятных международных
обстоятельствах,развиться вплоть до
регулярной армии. В случае Югославии мы видели
военную помощь со стороны Советского Союза. В
случае Китая мы видели захват страны со стороны
японского империализма, что позволило развиться
туземному партизанскому движению с
коммунистической платформой.
Наличие каких-либо условий делающих победу для
революционного центра возможной и есть то, что
отрицает Че Гевара в своем втором выводе. Это
есть очень сложный вопрос на котором мы должны
остановиться. В качестве критики идей Че Гевары
мы бы хотели сравнить опыт партизанской борьбы
на Кубе и опыт партизанской борьбы в Боливии (во
главе с Че).
Во-первых, что касается международных
обстоятельств, то в случае с Кубой мы имеем
невмешательство США так как они представляли,
что партизанская война ведется на Кубе в целях
аграрной реформы и демократизации общества.
Власть капитализма, а тем более американские
интересы, не ставились под вопрос. Радикализация
революции произошла лишь тогда, когда бывшие
партизаны уже прочно стали у власти, и пришли к
выводу что в целях развития страны из загородной
дачи для янки в передовую страну необходимо
взять курс на коммунизм.
В случае с Боливией мы имеем дело с прямым
вмешательством различных спец. служб
американского континента. В. Алексеев, в книге
“Скромный кондотьер: феномен Че Гевары” пишет:
“обеспокоились и соседи Боливии: в Ла-Пас, для
изучения проблемы континентального очага
прибыли военные миссии Аргентины, Бразилии и
Парагвая … По просьбе Баррьентоса увеличили
военную помощь Боливии и Соединенные Штаты. 16
североамериканских инструкторов, специалистов
по противопартизанской войне, отобрав около 1000
боливийских солдат и сформировав из них 2
батальона рейнджеров … начали тренировать их по
ускоренной программе. В Камири обосновалась
группа офицеров армии США из состава “зеленых
беретов” с вьетнамским опытом …”
Однако, “волков бояться, в лес не ходить”. Внешняя
интервенция всегда является вторичным фактором
в судьбе революции. В первую очередь следует
посмотреть на доктину самих революционеров, на
их план действия. Что задумал Че для Боливии?
Предполагалось сделать Боливию тренировочной
базой партизанского движения которое будет
разростаться на все страны Латинской Америки и
освободит их из под гнета капитала. Более
подробно о плане Че рассказывает участник этой
экспедиции Рэджис Дебрей, написавший книгу
“Партизанская война Че” (после своего
освобождения из тюрьмы в Боливии). Во-первых, речь
не шла о том, чтобы захватить власть в Боливии и
строить в ней социализм, т.е. с порога отвергалась
теория “социализма в одной стране”, которую
адаптировал Сталин, а за ним, в аналогичных
обстоятельствах, и Кастро. Социалистический
режим в Боливии “означал бы полное окружение и
экономическую блокаду. Социалистическая
экономика ограниченная до автаркии (т.е.
неограниченного правления одного человека) в
запертой на суше Боливии, без выхода к морю, без
перерабатывающих заводов для ее руды, без
постоянного рынка для ее нефти, без
произведенной дома муки для ее хлеба, не была, в
глазах Че, жизнеспособной … Боливия не могла и не
должна была быть чем то больше как базой где
основные семена были бы посеяны и выросли, и
которые постепенно таким образом разростались
бы в разные стороны путем естественного
деления.”
Для того, чтобы образовалась единная
революционная партия, она должна иметь одну
доктину, а также иметь единную структуру. Такая
организация должна сочетать элементы
централизма и элементы демократии. Именно такую
структуру Че задумал создать в Боливии. Дебрей
пишет: “Концентрация ресурсов и людей в одно фоко
позволяет развиваеть единную военную доктрину, в
огне сражений, в ходе которых люди проходят свою
тренировку.” Дальше предполагалось, что подобно
тому, как колона Ф.Кастро разрослась и начала
посылать свои отряды в другие местности на Кубе,
подобно этому отряд Че должен был разростись и
послать два ростка в другие райны Боливии,
которые бы образовали центральное боливийское
фоко. На следующем этапе предполагалось послать
отряды в Перу и Аргентину. Командиры и участники
этих будущих отрядов уже были намечены.
“Боливийское фоко должно было выполнять функции
тренировочного военного центра и политического
координационного центра для всех других
национальных революционных организаций на
континенте. Предполагалось привозить туда
индивидумов с наибольшим потенциалом из каждой
страны; временно они вливались бы в боливийское
фоко Че, из которого они возвращались бы на свои
национальные базы как квалифицированные
военно-политические кадры.” На тот момент, и по
сегодняшний день, в Латинской Америке существует
множество левых партизанских движений. Че Гевара
видел свою задачу в том, чтобы скоординировать их
разрозненные усилия, дать им одну цель, единную
идеологию, единную структуру. Что же произошло?
Как нам кажется, произошла нестыковка между
идеями Че Гевары и реальностью Боливии. Главным
представляется вопрос: что есть движущая сила
Революции? Т.е. какие задачи развития стоят на
очереди дня? Какой класс готов взяться за оружие
и кто его будет вести? Есть ли вообще предпосылки,
условия, для вооруженной борьбы в данном регионе,
или может быть революция находится на откате,
сходит на нет? Таким образом, мы поднимаем вопрос
о политическом развитии региона, после чего
более понятным становится вопрос о
социально-производительном аспекте революции.
Сравним краткую политическую биографию Кубы с
краткой политической биографией Боливии (в
аналогичный период). Куба:
Март 1952 - Батиста, поддерживаемый армейскими
офицерами, захватывает власть. Действие
Конституции прекращается, парламент
роспускается.
26 июля 1953 - восстание в провинции Ориент ведомое
молодым адвокатом Фидель Кастро. Подавляется
армией.
Осень 1954 - Батиста перезибран без всякой
оппозиции, по отношению к которой применяется
тактика террора.
Февраль 1955 - амнистия политическим заключенным,
включая и Ф.Кастро, который, через США, приезжает
в Мексику. Там он продолжает готовить революцию.
Середина 1950-х - стабилизация цен на сахар
(главного продукта экспорта Кубы) приводит к
некоторым экономическим улучшениям.
Декабрь 1956 - Кастро во главе 80 революционеров
высаживается на Кубе. После первого поражения, он
уходит в горы с кучкой бойцов и организует
“Движение 26 июля”. В ходе противостояния
вооруженным силам коррумпированного
правительства Батисты отряд Кастро набирает
сторонников.
Январь 1959 - Батиста с кучкой приверженцев бежит
с острова. Начинаются суды над его другими
сторонниками. Правительство Кастро начинает
проявлять левые тенденции - проводит аграрную
реформу, т.е. экспроприирует крупных помещиков,
которые держат около 84% всей земли. Мелкие
собственники остаются при своей земле.
1960 - экспроприация американской собственности
на Кубе. США устанавливает эмбарго и начинает
свою подрывную деятельность по отношению к
правительству Кастро - высадка десанта в Заливе
Свиней, и т.д.
Первым существенным моментом здесь было то, что
режим Батисты наплевал на все демократические
институты и видимости народных выборов.
Следовательно, он противопоставил себя основным
буржуазным партиям. Городская буржуазия и даже
некоторые помещики были в оппозиции правящему
режиму. Был эпизод, когда один из помещиков
привез партизанам помощь в виде оружия и
добровольцев на своих грузовиках. Следовательно,
здесь подтверждается одно из условий
необходимых для революции о котором говорил
Троцкий: “недовольство промежуточных
классов, их разочарование в политике правящего
класса, их нетерпение и возмущение”.
Вторым существенным моментом является то, что
на Кубе остро стоял вопрос о земле. Отсюда
следует, что главной революционной силой было
крестьянство, которое хотело эту землю получить.
Во главе этой революционной силы стала молодая
радикальную буржуазия (Ф.Кастро - адвокат по
образованию, сын крупного кубинского помещика
который эмигрировал из Испании как батрак).
Третьим существенным моментом является то, что
для того чтобы добиться аграрных преобразований,
не нужно было иметь серьезную теоретическую
доктрину, трактующую о всех необходимых этапах
Революции. Как показала Французская революция,
аграрные преобразования можно реализовать без
предварительного плана действий, полагаясь на
сиюминутных вождей, не задумываясь о
международных последствиях, и т.д. Задачи здесь
достаточно просты, потому и люди свершающие
такую революцию могут быть достаточно простыми.
Для того, чтобы примитивному человеку обработать
каменный топор, не требуется знания законов
физики. Каждый период развития ставит перед
человечеством определенные задачи, и вместе с
тем создает такие предпосылки, такие орудия
производства и сообщения, такие знания, которые
делают возможным разрешение этих задач.
Четвертым существенным моментов в
революционной истории Кубы есть то, что Фидель
Кастро был знаком рядовым кубинцам как бывший
политический заключенный при режиме Батисты, как
человек который возглавил нападение на казармы
Монкада. Может ли быть лучше визитная карточка
борца за права народа чем эта? Естественно,
крестьяне доверяли ему и его брату Раулю, “этим
двум сумасшедшим”, как называли братьев Кастро в
среде буржуазии. Тут не может быть речи о
провокации, о предательстве, и т.д. со стороны
руководства. Для солдат очень важно знать, что
командир их не оставит в беде.
Пятым существенным моментом есть то, что на
Кубе существовало широкое оппозиционное
движение. Нападение молодого адвоката с горсткой
сторонников были лишь ярким моментом в общей
эпопее. Возвращение Кастро из Мексики является
естественным: на Кубе он находит оживленную
политическую борьбу. Он там не чувствует себя как
человек на Луне. В.Алексеев, в книге “Скромный
кондотьер: феномен Че Гевары”, пишет: “отплытие
необходимо было скоординировать с выступлением
“Движение-26” на острове. Для этого в октябре 1956
г. в Мехико с Кубы приезжал соратник Фиделя Франк
Паис. Решено было, что в день отплытия в город
Сантьяго-де-Куба на адрес “Сан-Фермин, 38” будет
послана телеграмма: “Книга распродана.
Издательство.” И ровно через 5 суток в Сантьяго
начнется восстание, а на место высадки, невдалеке
от города Никеро, участников экспедиции будет
ждать резервный отряд Кресенсио Переса,
поскольку Фидель должен доставить ему оружие.”
Дальше мы узнаем, что “Ф.Паис начал восстание в
назначенный час: его боевики с красно-черными
нарукавными повязками “Движения-26” пошли на
штурм полицейского управления Сантьяго,
перекрыли баррикадами улицы, ведущие к крепости
Монкада. Но помощь от Фиделя не поступала, сотня
бойцов К.Переса осталась без оружия, и восставшим
пришлось с боями и потерями уходить в горы.” Суть
в том, что “Движение-26” сущестовало, и что в
обществе в целом классовая борьба перешла на
уровень вооруженной борьбы. Как студентам в
городах, так и крестьянам в сельской местности
было ясно, что иначе от режима Батисты не
избавиться. Продажные центристкие политики,
радио комментаторы, и т.д. продолжали говорить о
необходимости реформ, мирно критиковали
правительство, но это не добавляло им
популярности.
Что же мы видим в Боливии?
1941 г. - зарождение Национального Революционного
Движения (MNR) во главе с П.Эстенссоро.
9 апреля 1952 г. - народное восстание во главе с МNR,
которое поддерживают рабочие.
1952-6 гг. - первое правительство Эстенссоро.
Вводится всеобщее голосование,
национализируются шахты, проводится аграрная
реформа (т.е. крупные помещики экспроприируются,
земля роздается крестьянам), появляются рабочие
и крестьянские милиции.
1956-60 гг. - восстановление буржуазной армии, т.е.
буржуазного государства в целом.
1960-64 гг. - второе правление Эстенссоро, на этот
раз с правым уклоном. В связи с этим от
правительства отходят его левые союзники.
4 ноября 1964 г. - после неудавшегося восстания
шахтеров, происходит государственный переворот
ведомый генералом Барриентосом. Эстенссоро
бежит в Лиму (Перу). Проводятся репрессии по
отношению к шахтерам. Шахты приватизируются и
продаются иностранным “инвесторам”.
Как пишет Дебрей, крестьянство в Боливии
составляло 48,7% населения, однако производило
лишь около 20% национального продукта. Это
крестьянство работало примитивными орудиями
труда, и в его среде до сих пор сохранились
до-капиталистические отношения. Земельный
вопрос был решен радикальной буржуазией в 1952 г. В
Нанкахуазю (где высадился отряд во главе с Че),
“изоляция различных ферм имела параллель только
в политической отсталости людей которые там
работали. Физическая изоляция идет рука об руку с
социальным безразличием … там слишком много
земли для слишком малого количества фермеров.”
Партизан, по определению Че, есть “борец за
аграрные преобразования. Он выражает волю
огромных крестьянских масс, желающих стать
подлинными хозяевами земли, средств
производства, скота”. Из этого определения
следует третий вывод Че - что “в слаборазвитых
странах американского континента вооруженную
борьбу следует вести главным образом в сельской
местности”. Вопрос который остается открытым, и
на который Че так и не сумел ответить, это: за что
он будет бороться в Боливии? На кого он будет
опираться? Что есть двигающая сила Революции
на данный момент?
Крестьяне не помогли отряду Че. Наоборот, среди
них нашлись информаторы, которые доносили о
появлении партизан штабам армии. Их поведение
понятно, ибо крестьянство в этой стране, по
мнению Дебрея, видит своих вождей в буржуазии.
Однако для повстанческого отряда в первую
очередь необходима именно народная поддержка,
т.к. без нее этот отряд превращается в кучку
бандитов или авантюристов.
Первый и главный недостаток экспедиции Че - у
нее не было социальной программы. Обобщение о
роли крестьян в революции было сделано на
основании ограниченного опыта Кубы. Развитие
Кубы от развития Боливии отличается тем, что в то
время как основной предмет экспорта на Кубе был
(и в большой степени остался) сахар, основной
предмет экспорта Боливии - это медная руда
которую добывают шахтеры живущие в шахтерских
поселках. В то время как шахтеры составляют лишь
2,7% населения, их труд приносит стране около 90%
иностранной валюты. Следовательно, именно они
играют ведущую роль в экономике Боливии.
Более того: в случае Боливии мы имеем дело с
неравномерным развитием которое так характерно
для различных стран. В то время как крестьянин
существует в среде до-капиталистических
отношений (что соответствует его орудиям труда),
шахтеры вовлечены в мировое производство.
Боливия является одним из ведущих
производителей медной руды в мире, и
следовательно шахтеры работают используя
передовые методы.
Шахтеры есть тот революционный класс, который
поддержал экспедицию Че Гевары. Весной 1967 г.
“рудодобывающая секция в Катани приняла
резолюцию, в которой шахтеры этого района
обязывались дать свою дневную зарплату (из той,
что сама по себе ниже прожиточного уровня) и
некоторые медицинские препараты (которых у них
самих было слишком мало) партизанам на
юго-востоке” (Р.Дебрей). Однако отряд Че
изолировал себя от рабочих. Он даже не узнал об
этой резолюции. Однако правительство узнало. 24
июня 1967 г. рабочий поселок был окружен и 70 человек
были убиты наповал пулеметами. Правительство
боялось, что существует заговор между шахтерами
и отрядом Че Гевары. Как пишет Дебрей,
“Объективно они нуждались друг в друге. Ни
партизаны, ни шахтеры не могли добиться своих
целей без помощи другого. Если им не суждено было
умереть с голода, или быть убитыми пулями,
шахтеры нуждались в военных средствах защиты и в
конечном счете контр-атаки - и эти средства были,
но только за горами, и поэтому не могли им помочь.
И партизаны также, если им не суждено было
умереть с голода, или быть застреленными врагами
(и голод сильно ослабил физические возможности
каждого партизана перед тем как армейские пули
нашли его) нуждались в социальном классе который
бы их адаптировал, кормил и укрывал их - но этот
социальный класс ничего не мог сделать для них.
Партизаны выпустили комюнике (бюллетень
Освободительной Армии №5) призывающий шахтеров
прийти в горы и присоединиться к ним, так чтобы
вести борьбу в лучших условиях; но это послание
никогда не дошло до шахтеров, из-за отсутствия
средств связи …” Шахтеры нуждались в военной
силе чтобы ответить на “кровавое воскресенье”;
партизаны нуждались в народном движении которое
их поддержит. Ложная теория Че Гевары о
партизанской войне оказалась главным
препятствием.
Тот факт, что шахтеры поддержали Че Гевару
закономерен. На очереди в Боливии стояла
индустриализация. Выше мы уже читали, что
Боливия не имеет своих комбинатов для обработки
руды. Она вынуждена импортировать сырой материал
за границу, и в обмен покупать уже готовые
продукты, такие как станки, автомобили,
электротовары, компьютеры, и др. Как пишет
энциклопедия “Энкарта”, The lack of transportation facilities has
prevented large-scale exploitation of wealth in the Bolivian forests, which cover more
than half the country's area, mostly in the east. Дальше мы читаем: About
42,800 km (about 26,600 mi) of roads exist in Bolivia; only a few are hard-surfaced, and
many are passable only in the dry season. In 1996 Bolivia announced plans to build a $100
million two-lane paved highway between the highland city of La Paz and the lowland
tropical communities of eastern Bolivia, the country's most productive agricultural
region. The project will transform a one-lane dirt road that dates back to Inca times and
vastly improve the only direct link between the capital and the Amazonian lowlands.
Исходя из сказанного, мы делаем вывод что в 1960-х
годах революционным классом в Боливии была пролетариат.
Следует добавить, что не только шахтеры, но и
различные секции городского населения могли
помочь отряду Че. Дебрей говорит, что боливийский
пролетариат был в союзе с обедневшей и
политически сознательной мелкой буржуазией,
ремесленниками, низко-оплачиваемыми белыми
воротничками, бывшими военными офицерами,
учителями, студентами школ и ВУЗов, безработными.
Две третих промышленного производства в Боливии
происходит в городе Ла Пас; следовательно, именно
в этом городе следовало искать наиболее
сознательные, наиболее революционные элементы.
Однако этому препятствовала не только доктрина
Че Гевары, но и профсоюзные вожди и верхушка
Коммунистической Партии Боливии, во главе с
Монхе. Дебрей пишет: “Взять один пример: около 20
воинственно настроенных членов
(коммунистической) партии и со своим вождем из
Кочабамба решили в августе (1967), по своей
инициативе, присоединиться к партизанам, о
местонахождении которых они знали. Когда
партийное руководство узнало об этом, член
Политбюро был немедленно послан в Кочабамбу
чтобы переубедить их, под угрозой общественного
и формального исключения из партии.” Как сказал
Че в апреле 1967 г., после его встреч с Монхе,
“Коммунистическая партия - это наш враг номер
один”.
Будущие кадры революции выйдут не столько из
пролетариата, сколько из тех, кого марксисткая
теория называет “демократической буржуазией”.
Дебрей пишет: “партизаны все же добились своей
цели, которая состояла в том, чтобы разбить
барьеры воздвигнутые вокруг рабочего класса (?!).
Но они добились этого не так как они ожидали,
через крестьян; крестьянство как класс были не
потревожены сотрясением вызванным партизанской
атакой. Они добились этого с другого,
непредвиденного направления, через
демократическую мелкую буржуазию городов,
которые были потрясены до глубины души
последствиями одиссеи Гевары … Нанкахуазю,
через взбадривание национального сознания и
революционных устремлений наиболее здоровых,
наименее коррумпированных элементов
демократической буржуазии, как гражданской так и
военной, вывело рабочий класс из его изоляции и
дало ему нового социального партнера”.
Благодаря этому, рабочий класс получил
“политическое пространство в котором он мог
двигаться за узкими пределами профсоюза,
платформу в университетах, газетные колонки в
которых он мог выражать свои требования, и людей
готовых представить их в хорошем свете перед
национальным общественным мнением.”
Однако главный резерв для экспедиции
подобной той, что проводил Че Гевара находился не
в Боливии, а в международном левом движении, в
наиболее развитых странах. Сам Дебрей - француз
по национальности, который в силу своего
любопытства попал в революцию на Кубе - есть
пример этого. Он пишет: “Количество людей,
которые объявили после октября 1967 г. что, “если
бы они только знали”, они бы пошли в партизанскую
войну с завязанными глазами, через головы, и если
потребовалось бы, вопреки приказам их партии или
профсоюзных вождей, было очень велико …” Если
задуматься, то костяк экспедиции Че состоял не
из боливийцев, а из международных революционных
кадров. Это и Таня, девушка из Германии, и
несколько партизанов из Перу, и те основные
кадры, которые Че привез с собой из Кубы.
Некоторые из этих людей были вместе с Че в Анголе,
и все они, так или иначе прошли международную
школу борьбы. У боливийцев такого опыта не было.
Апелировать нужно было не к низкоразвитому
сознанию боливийского крестьянина - “вот, мол,
требуется построить мост через реку” - и даже не
к сознанию боливийского рабочего класса;
следовало кинуть на весь мир клич о помощи, ведь
все прекрасно понимали, что речь идет не о
Боливии,и даже не о Латинской Америке,как
то себе представлял Че; речь идет о Мировой
Революции! Следовательно кадры должны
были быть международными.
В конечном счете, как вторичный момент, следует
сказать, что Боливия в 1966-7 гг. была не самым
удачным местом в котором следовало начинать
международную вооруженную борьбу. Политически
страна катилась назад. Это видно в переходе
правительства Эстенссоро от радикальной
политики в 1952-6 гг. к право-центристкой в 1960-4 гг.;
после неудавшегося восстания пролетариата
вызванного недовольством политикой Эстенссоро,
происходит государственный переворот, который
во главе страны ставит правые “силы порядка”;
упраздняется конституция и парламент. В общем
можно сказать, что любая преждевременная и
непродуманная попытка левых сил взять власть
приводит к фашисткой, или во всяком случае к
правой диктатуре. Еще один пример этого:
диктатура генерала Франко в Испании, после
поражения революционеров в войне 1936-9 гг. Именно
этот момент политической логики удерживает
обездоленные массы бывшего Советского Союза от
открытого вооруженного выступления против
своего грабительского правительства. Именно
поэтому молчат в своей массе рабочие и
революционная интеллигенция.
Ситуацию в 1967 г. в Боливии Дебрей характеризует
так: “массовое движение было в своей самой
низкой точке по всей стране”. Рабочие
организации были вынуждены уйти в подполье, или
вовсе распались. Рабочие были изолированы от
студентов. Внутренних расколов в армии не
существовало. Свинцовая крышка дисциплины
накрыла всех солдат и младших офицеров.
Соответственно, борьба внутри бюрократии носила
относительно мирный характер (в стране, где
насилие есть скорее правило действия, чем
исключение).
Подводя итог сказанному об условиях Революции:
а) Основным является вопрос о двигательной
силе Революции. Какой класс или коалиция людей
в состоянии взять на себя вопрос о дальнейшем
развитии общества?
б) Этот вопрос связан с тем, какие
непосредственные задачи стоят перед данным
обществом? Чего требует развитие? К примеру,
если развитие требует земельных преобразований,
то можно говорить о союзе крестьянства с
буржуазией. Если же требуются не только
земельные преобразования, но и индустриализация,
то тут мы будем иметь союз крестьянства с рабочим
классом, но впереди всех будет идти
революционная интеллигенция. Крестьянские
восстания предваряют такую революцию, но
побеждают они потому что во главе движения
становятся два других, более продвинутых класса.
Но сегодня на очереди уже не стоит
индустриализация, а скорее поголовная
компьютеризация + развитие новых форм
производства связанных с биотехнологиями,
нано-инженерией, космическими и атомными
исследованиями. Отсюда следует, что рабочий
класс больше не является передовым,
революционным классом, а скорее всего являет
собой пережиток старых форм производства.
Ведущим революционным классом общества является
та часть общества, которая занимается наиболее
передовыми исследованиями и разработками. Это не
значит что мы говорим о людях "науки", так
как большинство "ученых" в действительности
занимаются схоластикой, так же как и в конце
феодальной эпохи. Но вместе с тем есть и ученые,
которые адаптировали передовые философские,
социальные взгляды, которые борются с окружающей
их рутиной и обыденными методами познания.
Конкретный пример такого ученого - Альберт
Эйнштейн. Наверное не случайно этот Человек
придерживался коммунистических взглядов в конце
своей жизни.
в) Главный резерв международной революции -
это международные кадры. Необходимым
представляется чтобы они выработали единство
взглядов которое дополняло бы их различный
международный опыт. Такое единство взглядов
можно выработать только в ходе совместной борьбы
- вначале теоретической, а затем практической.
Теоретическая борьба становится реальностью
благодаря изобретению Интернета.
г) Необходимым условием международной
революции является кризис мировой
империалистической дубинки.Это
выражается во множестве признаков, среди которых
немаловажным является анти-повстанческая борьба
в одном или нескольких регионов мира. Это
приводет к расколу в самых верхах общества (о чем
свидетельствует например убийство Джона Кеннеди
силами военно-индустриального комплекса, а также
отставка Никсона). Более того, в эти периоды
усиливается ненависть и разочарование средних
классов в политике своего государства, и многие
из них принимают сторону мировой революции,
бунтуют против анти-повстанческой войны своего
государства, принимают радикальные взгляды. И в
третьих, в эти моменты усиливается недовольство
и протест со стороны самых угнетенных слоев
общества, наблюдается подъем сознания. В США и
многих других странах нерешенной является
"проблема негров" или арабов, и других
угнетаемых слоев населения. И эти нерешенные
проблемы усиливаются именно в периоды общего
кризиса общества. Это и есть революционный
динамит который необходимо использовать
наиболее передовым представителям
международного революционного движения.