На вопросы нашего корреспондента
Ильи Тарасова согласился ответить
кадровый разведчик - полковник в
отставке Олег Максимович
Нечипоренко,человек о котором с
большим уважением отзываются его
коллеги.
- Одним из известнейших
деятелей кубинской революции был
Эрнесто Гевара де ла Серна, более
известный под именем Че. В 1966-67 гг.
он руководил партизанским
движением в Боливии. Все подобные
движения американцы по раз и
навсегда выбранной схеме объявляли
террористическими. В 1967 году отряд
Че Гевары был блокирован, а сам он
взят в плен и расстрелян. Kубинские
спецслужбы могли чем-нибудь
помогать Геваре?
- Kак известно, Че имел свою
концепцию революционной
деятельности, которая во многом
расходилась со взглядами других
деятелей кубинской революции.
Покинув территорию Kубы и уехав в
Южную Америку, он в определенной
степени взял на себя
ответственность за ту деятельность,
которой он посвятил последний
отрезок своей жизни. Читая его
дневник, изданный посмертно,
представляешь в каких условиях они
вели свою борьбу и как их концепция
не выдерживала проверки практикой.
Пожалуй, Че представляет из себя
тот тип революционного романтика,
который известен нам из нашей
российской истории второй половины
прошлого века - революционера-народовольца,
пытающегося поднять крестьянство
на борьбу с монархией и
совершающего с этой целью ряд
покушений на царствующую особу. Че
столкнулся с той же проблемой, что и
наши народники: те крестьяне,
которых они хотели бы поднять на
борьбу с режимом, выдавали их
местным властям. Его отряд не был
похож на профессиональную
диверсионную группу, которая имеет
канал снабжения извне, поэтому
говорить о помощи со стороны
кубинских спецслужб я бы не стал.
Надо сказать, что культ Че Гевары,
который был очень силен в 60-70-е годы,
теперь переживает второй пик. Для
меня образ Че Гевары видится двояко.
Kак в данном случае разделить
понятия революционер и террорист?
Для кого-то он герой-революционер.
Но, если он революционер, то чьи-то
интересы он задевает, и для этого
второго он - террорист, человек
представляющий угрозу насилия.
Поэтому ни об одном участнике каких-то
насильственных действий нельзя
говорить однозначно - всегда
существует двойное толкование.