vesti.ru, 23
ноября 2000, 19:10 Всеволод
Бродский [email protected]"Эксмо-Пресс"
опубликовало Че Гевару. Очень
полезная книжка - теперь можно из
первых рук узнать, как правильно
организовать партизанский отряд,
как устроить революцию и как стать
звездой шоу-бизнеса.
Че Гевара глядит на нас с
коммунистических плакатов, с маек
продвинутых студентов, с обложек
глянцевых журналов и с татуировок
на животах клубных девушек. Группа
Rage Against The Machines устраивает
бунтарские концерты на фоне его
бородатой физиономии, что не мешает
ей вовсю крутится на MTV - где-то
между Мел Би и Мел Си. Романтичный
борец с империализмом стал
раскрученным брендом не хуже
пепси-колы. Однако удивляться этому
не стоит - если прочесть его
автобиографические книги, столь
странная эволюция революционного
образа окажется единственно
логичной.
Толстый 500-страничный том состоит
из трех книг - "Эпизоды
революционной борьбы",
"Партизанская война" и
"Боливийский дневник". В
первой повествуется о победе
революции на отдельно взятой Кубе,
во второй даются подробные
рекомендации партизанам будущего,
третья представляет собой real-time
описание последней, весьма
злополучной операции товарища Че.
Все эти книги поистине удивительны.
Прежде всего - возникающими по ходу
чтения неожиданными ассоциациями.
Настолько неожиданными, что
вначале даже невозможно поверить,
что же именно столь отчетливо
напоминает рассказ о героической
высадке двенадцати барбудос с яхты
"Гранма". Нет, не поэму
"Двенадцать". Скорее
"Похождения Швейка". Причем те
страницы, где речь идет о кадете
Биглере.
Именно на романтичного кадета, ради
высших идеалов с университетской
скамьи отправившегося на войну,
похож в начале кубинской авантюры
героический Команданте. Как,
впрочем, и все его товарищи - левые
интеллигенты, пошедшие вслед за
Фиделем и на каждом шагу попадающие
в удивительные по своей нелепости
передряги. Снаряжая яхту в
революционный поход, взяли
винтовки и даже противотанковые
ружья, но патроны захватить забыли.
Плавание было затруднено,
поскольку закаленных бойцов со
страшной силой тошнило. Потом
обнаружили течь. Чтоб не утонуть,
выбросили за борт половину
амуниции - оказалось, просто забыли
закрыть кран в туалете. Один из
революционеров, соскучившись по
твердой земле под ногами, решил
исполнить функцию
впередсмотрящего, но свалился в
море - его долго вылавливали всем
экипажем.
После высадки дела пошли и того
хуже. Неожиданно выяснилось, что
стрелять практически никто не
умеет. Как выживать в условиях
дикой природы, тоже было непонятно.
Страдающему от нехватки питьевой
воды Че пришло в голову применить
на практике средство, вычитанное в
каких-то приключенческих книжках, -
добавить во фляжку морскую воду.
Естественно, в результате пришлось
вылить всю фляжку.
Правительственные войска Батисты
быстро обнаружили бунтовщиков и
принялись за ними охотиться.
Впрочем, и батистовцы оказались
хороши - поймать и уничтожить
горстку несчастных, оборванных,
плохо вооруженных, изнемогающих от
голода и жажды людей они так и не
смогли. И те, и другие погрязли в
бесконечных мелких стычках - то
одни захватывали какую-нибудь
деревушку или полянку, то другие,
нанося друг другу незначительные
повреждения. Все это напоминает
анекдот про красноармейцев,
фашистов и лесника, который пришел
и всех выгнал.
Только никакого лесника на Кубе не
нашлось. Маленький отряд
соратников Фиделя и Че постепенно
разрастался - за счет местного
населения и левой молодежи со всего
латиноамериканского континента.
Партизаны обрастали бородами,
оружием и прочим хозяйством. И
заодно избавлялись от ненужных в
горах цивилизованных привычек -
например, чистоплотности. А также,
что более важно, естественной
антипатии к смертоубийству. Если
вначале повстанцы без проблем
отпускали местных крестьян,
примкнувших к ним на время и затем
решивших вернуться к родному
сельхознаделу, то постепенно они
научились их казнить - за попытку
дезертирства. Воспитывая таким
образом в самих себе революционную
дисциплину.
После чего начался новый этап
революции на Кубе. Еще более
удивительный, чем первый. Барбудос
сумели закрепиться в горах
Сьерры-Маэстро (восточный край
Кубы, труднодоступный и не имеющий
особого стратегического значения)
и начали странную войну. По большей
части они так и сидели в горах,
иногда нанося внезапные удары по
противнику. Например, захватывали
какую-нибудь казарму, возвращались
назад на базу, через два месяца
захватывали ее опять - и так далее.
Что с военной точки зрения
совершенно бессмысленно.
Зато с рекламной - очень полезно.
Дело в том, что все эти боевые
действия начинались только тогда,
когда появлялась возможность
засветиться в мировой периодике.
Сперва западных журналистов
специально заманивали - однако
очень быстро они сами зачастили в
Сьерру-Маэстро, почуяв роскошную
фактуру. Репортажи о колоритных
бородатых романтиках стали
появляться в самых престижных
изданиях - таких, как Look и New York Times.
Фидель и Че элементарно
раскрутились.
А затем за счет этого и свергли
диктатора. Любому массовому
проекту нужен мощный хэдлайнер -
например, на концерт в честь Дня
милиции непременно пригласят Аллу
Пугачеву, а не, допустим, Егора
Летова. Хэдлайнером кубинской
революции естественным образом
стали самые раскрученные персонажи
- Фидель и Че Гевара.
В отличие от Фиделя, легко
переквалифицировавшегося из
романтического повстанца в мудрого
отца нации, Че так и не смог выйти из
образа. Не усидев на приятном месте
директора Национального банка, он
устремился в новую авантюру -
поднимать против империалистов
Боливию. И здесь на собственной
шкуре испытал главное правило
шоу-бизнеса: нельзя слишком долго
разрабатывать один и тот же имидж.
Чтоб не выйти из моды, надо
придумывать новые фишки. Вместо
этого Команданте пошел по
проверенному пути: опять отрастил
бороду, опять собрал неуклюжих
неумех, опять забрался в
непроходимые джунгли. Но на этот
раз сенсации не получилось. У
журналистов оказались дела
поважнее. Товарищ Че погиб, и лишь
его смерть оказалась
информационным поводом, достойным
упоминания в редакционных
колонках.
Эрнесто Че Гевара писал свои книги
в качестве пособия будущим
революционным партизанам. Вместо
этого у него получились
превосходные учебники шоу-бизнеса.
Эрнесто Че Гевара. Я - конкистадор
свободы. - М: Изд-во ЭКСМО-Пресс,
Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. - 512 с.