Звезда и смерть Че Гевары

В. Тучков

В воскресенье 14 июня исполнилось 70 лет со дня рождения легендарного революционера Че Гевары. На эту знаменательную дату практически никто из леваых партий не откликнулся. Ни эксцентричный Лимонов (а уж казалось бы!), ни Анпилов со своими старушками, ни правоверные КПССовцы, ни правый уклонист Зюганов. И лишь на следующий день, чтобы привлечь в будни побольше народу, молодежная секция КПРФ провела вечер памяти великого Че в окраинном клубе "Огонек". Однако и эта календарная уловка позволила собрать лишь около двадцати пяти аккуратно одетых молодых людей, похожих более на кандидатов в функционеры, нежели на пламенных революционеров. В качестве почетных гостей были посол Кубы господин Карлос Пальмарола и Секретарь Московского горкома партии Владимир Лакеев.

В узком кругу завязалась задушевная беседа о революции, о Че, о сложных нынешних временах, о недопустимости опускать руки. Затем посол подарил собравшимся значки с ликом Че Гевары, после чего начался концерт. Оперная певица прекрасно исполнила попурри из русских и испанских песен и арий, молодые люди попели с юношеским максимализмом под гитару, а в конце все вместе спели разученную современной коммунистической молодежью старинную песню про комсомольцев-добровольцев. Данный гимн был исполнен очень искренне, отчего, вспомнив о былом, стало грустно за молодежь. Правда, чистоту российско-кубинского общения несколько замутили бурые воды наглой империалистической Пепси-колы, закупленной организаторами всвязи с жарой.

А между тем Че Гевара заслуживает гораздо большего душевного отклика. И большего общественного резонанса. Ибо происхождение его благородно, жизнь - удивительна, смерть - загадочна. А его посмертная слава подняла в 60-е на баррикады сотни тысяч молодых во множестве преуспевающих стран. Эрнесто Гевара Линч де ла Серна родился 14 июня в Аргентине в почтенном и богатейшем семействе. И мог бы припеваюче жить на ренту, в час сиесты потягивая Дайкири под журчание фонтана. Однако переполнявшая юношу энергия требовала выхода. Он изучает Маркса, Энгельса, Фрейда. Учится на медицинском факультете университета Буэнос-Айреса. Уезжает в Гватемалу лечить прокаженных. В мексиканском госпитале в 54-м знакомится с Фиделем, проникается его идеями и получает имя Че, поскольку во время ожесточенных теоретических споров беспрестанно восклицает: "Че!". И вместе с Фиделем делает на Кубе революцию. Получает кубинское подданство, пост директора Национального банка Кубы, а впоследствии становится министром промышленности. На этом, как правило, революционеры успокаиваются.

Но не таков Эрнесто Че Гевара. Не с его ломовой харизмой протирать штаны в кабинетах! В октябре он слагает с себя все должности, отказывается от гражданства и исчезает в бескрайних латиноамериканских джунглях. О Че доходят взаимоисключающие сведения. То ли он порвал с мятежным прошлым и вернулся на землю предков, то ли с отрядом партизан освобождает юг (север, запад, восток, центр) материка, то ли уже освободил что-то и настраивает там справедливую жизнь...

И даже когда 8 октября 1967 года весь мир облетела весть о смерти революционера в Боливии, мало кто в это поверил. Че, страдавший от астмы и не отличавшийся богатырским здоровьем, был велик духом, и это делало его в глазах простых людей подобным пророку. Люди шли за ним в огонь и в воду. Лучшие женщины Латинской Америки готовы были, презрев национальную гордость, лобзать края его одежды. Но вся сексуальная энергия была отдана героем любимой революции. Че казался бессмертным.

Однако это была правда. Небольшой партизанский отряд, которым руководил Че Гевара, был окружен и уничтожен "гориллами". Че расстреляли. И в доказательство того, что это именно тот, за чью голову обещана огромная сумма, отрубили революционеру кисти рук, для дактилоскопии...

И лишь в прошлом году тело Че Гевары было обнаружено и достойно погребено. На основании такого рода биографий пишут не жития, а евенгелие. Поскольку налицо и искушение семейным богатством, и чудеса врачевания, и чудо кубинской революции, и мученическая смерть, принятая за всех страждущих людей, и чудесное, если и не вознесение, то явление мощей.

В бурные 60-е младое племя несогласных с тупостью отцов, большую часть которого составляли вольнолюбивые хиппи, подняло Че Гевару на свои стогны. Идеологами молодежной революции 68-го года стали Мао, Герберт Макрузе, Режи Дебре, сражавшийся в Боливии вместе с Че. Все были в ту пору живы. И лишь Че Гевара был на стороне восставших уже как чистая идея. И здесь он одержал свою главную победу: напуганные событиями жаркого лета 68-го года преуспевающие буржуа поняли, что с бедными надо делиться, а молодежь нельзя давить, как армейских новобранцев. Таким образом в мире начала развиваться идея постиндустриального общества, которое предполагает регулирование настроения общества любой ценой. Чтобы не доводить дело до бунтов, сильные мира сего готовы пойти и на всяческие послабления, и на списываниее долгов бедным странам, и на обильные денежные вливания.

Ну а потом вместо хиппи в мир пришли прилизанные яппи, люди начисто лишенные какой бы то ни было романтики. По законам смены поколений они заняли место своих дедов, то есть отцов хиппи, которые во главу угла ставили размер счета и марку автомобиля - это в двадцать-то лет! И Че Гевара в умах людей переместился в маргинальную область. Туда где обирают ультралевые, для которых побудительным мотивом является не состадание к людям, а нескомпенсированная агрессия.

На Кубе он сейчас национальный герой, и все пионеры, по словам господина посла, хотят быть на него похожими. Однако у Че много ипостасей. Он был не только практиком, но и написал какие-то работы по экономике, по культуре, по философии. Вот эти документы повсеместно на Кубе и изучаются в многочисленных молодежных кружках при университете. Что же касается "импорта революции", призывов браться за оружие и сделать весь мир счастливыми, то этого нет и быть не может. Потому что Кубинская компартия уже обросла жирком, Фидель сердечно принимает на острове Папу Римского. Да и, вообще, он стремится к расширению всяческих контактов.

Всегда неодобрительно качала головой по повду Че и КПСС. И теперь его боится Зюганов. Многие его боятся и после смерти. Потому что Че Гевара был самым ярким, самым последовательным революционером ХХ века. Конечно, его руки подчас обогряла кровь врагов, но к ним не прилипло ни одного песо. То есть он - вседа укор живым коммунистам. Потому что время сделало Че уже идеальной фигурой. Сейчас, пусть он уже ничего не сможет ответить, с ним бесполезно дискутировать как представителям любой коммунистической доктрины, так и всемирной буржуазии.

В борьбе за симпатии молодых Че Гевара заткнет за пояс десятерых морганов, дюпонов и рокфеллеров.

В. Тучков


Русская рулетка, № 5, 1 июля 1998