Человечество смеясь
расстается со своим прошлым
Кажется Карл Маркс
Дизайн этой страницы
тревожит. И не только дизайн.
Впрочем, начнем издалека,
вернемся лет на тридцать пять
назад, когда большинства
обитателей русского Интернета еще
не было на свете, а автор этих строк
пребывал в прекрасном возрасте,
когда все кажется достижимым, - чуть
больше двадцати. В частности,
достижимым казалось и прекрасное
будущее.
Мы не были столь наивны,
чтобы не видеть пороков окружавшей
нас системы, но тогда еще не утеряли
веры в революционные идеалы. Путь
России представлялся искривленным
по отношению к этим идеалам. Причин
было много: Сталин и его культ,
экономические просчеты, неважное
историческое прошлое, войны и
огромные пространства России, на
которых очень трудно навести
какой-либо порядок.
Потому кубинский
эксперимент казался
обнадеживающим. Молодые бородатые
майоры, завоевавшие для социализма
маленький остров, казались нам
истинными героями, которые смогут
наконец показать все возможности
социализма "в одной отдельно
взятой стране". В самом деле,
почему нет? Они были молоды и
энергичны и они знали, чего хотели.
Мы искренне сочувствовали им и
желали поскорей увидеть, как
незамутненные идеалы социализма на
глазах превращаются в человеческое
счастье. Эксперимент ставился на
наших глазах, и нам хотелось, чтобы
он был удачнее, чем наш собственный
опыт.
Неудивительно, что
экспериментаторы были популярны.
Фидель с Раулем - и особенно
неугомонный Эрнесто Че Гевара, в
берете, с горящим, устремленным в
будущее взглядом.
А потом... Впрочем, не буду
толочь воду в ступе. Бородачи
старели и грузнели, их речи
повторялись, пока не набили
оскомину, их лозунги становились
все смешнее, а счастья не наступало.
С "острова Свободы" бежали на
всем, что умело плавать. Кубинские
боксеры хорошо дрались, но
кубинские крестьяне стали хуже
выращивать сахарный тростник.
Рубка тростника на расстоянии была
удивительно похожа на "битвы за
урожай", в которых мы ежегодно
участвовали, выезжая на
картофельные поля в соседние
совхозы.
Кубинский эксперимент
провалился так же, как и все
остальные эксперименты
коммунистов.
Но гораздо раньше, чем все
это поняли (кто не понимал
изначально), "буревестник
революции", романтик Че, перестал
строить счастье на Кубе и
отправился завоевывать его в
другие страны. После установления
социализма на Кубе он поработал в
правительстве совсем немного и уже
в 1965 году исчез, чтобы всплывать то
в Африке, то в Боливии во главе
партизанских отрядов, несущих
огнем и мечом революцию.
Вот бы осознать это тогда,
вот бы догадаться уже тридцать лет
назад (чуть больше месяца, как
исполнилось 30 лет со дня смерти Че
Гевары), что целью коммунистов
является не счастье людей, а
революция сама по себе. В виде
анекдота это можно наблюдать
сегодня в Государственной Думе.
Коммунисты все время хотят кого-то
свергнуть и "разрушить до
основанья". Зачем? Им важен этот
процесс, несмотря на то, что история
уже доказала его неплодотворность.
Впрочем, кто сказал, что
счастье - это сытая жизнь,
отсутствие потрясений, полная
предсказуемость будущего и смерть
в теплой постели?
Вполне возможно, что
счастье и есть борьба и лишения во
имя счастья.
Это как любовь. Странная,
безалаберная и мучительная, она
иногда приводит к тихой гавани
брака, в которой и умирает.
Я готов аплодировать
романтизму Че и его неувядаемой
славе, если бы не одно
обстоятельство.
Я бы не хотел, чтобы за меня
решали - что есть мое счастье.
Неудавшийся врач, недоучка майор и
министр-дилетант вместо того, чтобы
хоть чуть-чуть помочь стране, в
которой он взял власть (а значит,
сделал себя ответственным за ее
судьбу), бросает все к ядреней фене
и отправляется с автоматом в
джунгли, чтобы помочь местным
туземцам обрести свободу. А у них он
спросил? Тебе дали остров, так
сделай его земным раем, Че! Слабо,
Че? Проще, обмотавшись пулеметными
лентами, форсировать болота Анголы?
Я не понимаю тебя, Че...
Ладно. Он был красивый
человек и красиво, искренне
заблуждался. Как заблуждались те,
кто метал бомбы под карету царя, а
потом дергался в петлях на
Семеновском плацу в Петербурге. Они
все, по крайней мере, заплатили
жизнями за свои заблуждения. Это
тяжелые уроки.
Так почему они не
усваиваются? Почему сегодня,
тридцать лет спустя, молодой
аспирант из моего города, автор
страницы Че Гевары, пишет так:
...Это один из тех людей,
без которых ход жизни
остановился бы и всякое действие
потеряло бы смысл. Че без
раздумий кинул свою жизнь в
угасающее пламя старухи
цивилизации и вернул людям
надежду. Такие люди были всегда и
в память о них народ складывал
замечательные легенды. Эрнесто
подобен Прометею, похитившему
огонь у жестоких и жадных богов,
чтобы подарить его свет и тепло
всем нуждающимся и не
побоявшемуся погибнуть за это. Но
более всего подходит сравнение
Че с героем другой легенды -
отважным смельчаком Данко,
который светом своего сердца
осветил путь из беспробудной
тьмы подавленным и смирившимся с
рабской участью людям и вывел их
на свободу, а сам погиб, и только
искры его вечно живого сердца
освещают дорогу людям, вставшим
на путь поиска истины.
Иисус Христос тоже не
побоялся погибнуть. Но при этом не
пролил ни капли чужой крови. И его
слава пережила его не на 30 лет, а
несколько больше. Революционная
чечетка, которую не устают отбивать
новые и новые поколения
разрушителей эффектна с виду,
потому как исполняется под
аккомпанемент красивых слов о
свободе и справедливости. Но она
никого еще не сделала свободным.
Раба нельзя освободить внешней
силой. Он все равно останется рабом.
Освободиться можно лишь самому - и
без всякого автомата...
Я поставил перед статьей
эпиграф из Маркса, надеясь легко
пошутить над собственными
юношескими идеалами, с которыми
меня заставила распроститься
история. Шутки не получилось