|
|
|
Гватемала
Вот каким предстает в
этой истории империализм
под псевдонимом „Дуайт
Эйзенхауэр".
В то время в Гватемале
было немало кубинцев,
уцелевших после нападения
на казармы в Байямо и
Монкада. Среди них Ньико
Ло-пес, погибший затем
после высадки с
"Гранмы".
Необходимость проявляется
в цепи случайностей: если
бы Че не заключил
дружеский договор с
Гранадосом, он не
отправился бы во второе
путешествие; если бы во
время этого путешествия он
не встретился с Рикардо
Рохо, не поехал бы в
Гватемалу; если бы в
Гватемале он не
познакомился с Ильдой
Гадеа и Ньико Лопесом...
Но тем временем в
Гватемале назревает драма.
ДУАЙТ ЭЙЗЕНХАУЭР: "В
то время в Гватемалу был
назначен новый посол —
Джон Пэрифуа. Он был послом
в Греции и там узнал
тактику коммунистов.
Пэрифуа быстро пришел к
совершенно определенному
выводу относительно
характера правительства
Арбенса".
ДЖОН ПЭРИФУА: "Мне
показалось, что этот
человек (Арбенс) думал и
говорил как коммунист, и
если это не было выражено
прямо, то могло сказаться
впоследствии. Об этом я
информировал Даллеса
(Фостера Даллеса, автора
"политики на грани
войны"), который в свою
очередь доложил
президенту
(Эйзенхауэру)".
Разумеется, в то
десятилетие такое
объяснение могло сойти за
публичное оправдание —
довольно широкие круги
общественности еще давали
запугать себя призраком
коммунистической
опасности. Однако причина
американской агрессии
против Гватемалы
выглядела более прозаично:
24 февраля 1953 года
президент Арбенс
экспроприировал 225 тысяч
акров необрабатываемой
земли, принадлежащей
"Юнайтед фрут
компани". Для вторжения
в Гватемалу Соединенные
Штаты обучили и вооружили
1200 наемников, которых они
принудили пересечь
границу. В один из вечеров,
еще до агрессии, Ильда
Гадеа знакомит с Че Ньико
Лопеса, Что касается
теории, Че уже определился.
ДАЛЬМАУ: В это время у
него уже довольно ясное
марксистское
мировоззрение. Он
проштудировал Маркса и
Ленина. Прочитал целую
библиотеку марксистской
литературы.
Определился Че и в том,
что касается практики:
ИЛЬДА: Он просит, чтобы
его отправили в район боев,
но никто на него не
обращает внимания. Тогда
он пристраивается к
группам противовоздушной
обороны города, помогает
им во время бомбежек,
перевозит оружие...
ДАЛЬМАУ: Вместе с
членами организации
Демократическая молодежь
он несет караульную службу
среди пожаров и разрывов
бомб, подвергая себя
смертельной опасности.
ЧЕ: "Когда началось
североамериканское
вторжение, я попытался
собрать группу таких же
молодых людей, как я сам,
чтобы дать отпор
"фруктовым"
авантюристам. В Гватемале
надо было сражаться, но
почти никто не сражался.
Надо было сопротивляться,
но почти никто не хотел это
делать" (Из интервью,
данного Хорхе Рикардо
Масетти в Сьерра-Маэстре).
Глава, в которой
описывается поражение и
делается вывод: чтобы
стать революционным
врачом, прежде всего нужна
революция.
Сопротивления нет.
Пэрифуа вызывает
военачальников
правительства Арбенса и
прямо в посольстве США
требует, что они
немедленно
капитулировали. Арбенс
объявляет о своей отставке
и укрывается в
мексиканском посольстве.
Че и несколько кубинцев
ищут убежища в посольстве
Аргентины.
ДАЛЬМАУ: Гевару, меня и
другого кубинца — Вегу
помещают в консульстве.
Затем посольство отделяет
тех, кого считает
коммунистами, от
умеренных. Че попадает в
число коммунистов, и его
выселяют из консульства.
ИЛЬДА: Среди укрывшихся
в посольстве Аргентины 13
человек считаются
коммунистами, и среди них
Че.
Перон, в то время еще
президент Аргентины,
посылает военный
транспортный самолет,
чтобы вывезти из Гватемалы
попросивших убежища. Че
отказывается лететь — он
не хочет возвращаться в
Буэнос-Айрес. Ему
представляется
возможность выехать на
Гватемалы по суше в
Мексику. В сентябре 1964 года
он садится в поезд и едет в
Тапа-чулу. По дороге
знакомится с
гватемальским эмигрантом
Хулио Роберто Касересом
Валье по прозвищу
"Патохо". Они
становятся друзьями.
ЧЕ: "У Патохо совсем
не было денег, у меня —
несколько песо. Я купил
фотоаппарат, и мы стали
контрабандой делать
снимки в парках. Печатать
карточки нам помогал один
мексиканец, владелец
маленькой
фотолаборатории. Мы
познакомились с Мехико,
исходив его пешком вдоль и
поперек, пытаясь всучить
клиентам свои неважные
фотографии. Сколько
приходилось убеждать,
уговаривать, что у
сфотографированного нами
ребенка очень симпатичный
вид и что, право, за такую
прелесть стоит заплатить
мексиканский песо. Этим
ремеслом мы кормились
несколько месяцев.
Понемногу наши дела
налаживались..."
Мотания по городу в
погоне за песо не
отвлекали Гевару от его
интеллектуальных и
политических интересов.
ДАЛЬМАУ: Я вспоминаю
его статью в газете... Мне
хорошо запомнился
заголовок: "Я видел
свержение Хакобо
Арбенса". Эта статья на
деле свидетельствовала о/
решимости Че принять
участие в борьбе
Американского континента
против вмешательства
империализма в дела
Гватемалы.
ЛОПЕС (ДАРИО): Помнится, я
тоже читал странички,
которые он редактировал:
их было что-то около
четырнадцати. Это был
рассказ о том, что он видел
в Гватемале, когда
наемники империализма
свергли Хакобо Арбенса.
ИЛЬДА: Гватемальские
события окончательно
убеждают его, что против
империализма нужно вести
вооруженную
наступательную борьбу. Это
становится его твердым
убеждением.
ЧЕ: Почти всем известно,
что я начал свою
самостоятельную жизнь в
качестве врача несколько
лет назад (это он говорит в
1960 году). Но когда я еще
только приступал к
изучению медицины,
большинство взглядов,
которые присущи мне сейчас
как революционеру,
отсутствовали в арсенале
моих идеалов. Я, как и все,
хотел одерживать победы,
мечтал стать знаменитым
исследователем... добиться
чего-то такого, что пошло
бы на пользу человечеству.
В силу обстоятельств и,
наверное, благодаря своему
характеру я начал
путешествовать по
Американскому континенту
и хорошо узнал его...
Путешествия мои проходили
в таких условиях, что я
смог тесно соприкоснуться
с нищетой, голодом,
болезнями, я видел, как не
могут вылечить ребенка,
потому что нет средств; как
люди доходят до скотского
состояния из-за
постоянного чувства
голода и обиды... И я понял,
что есть задача, не менее
важная, чем стать
знаменитым исследователем
или сделать существенный
вклад в медицинскую науку,
— она состоит в том, чтобы
прийти на помощь этим
людям... После долгих
странствий, находясь в
Гватемале, Гватемале
Арбенса, я попытался
сделать ряд заметок, чтобы
выработать нормы
поведения революционного
врача. Я попытался
разобраться: что же
необходимо для того, чтобы
стать революционным
врачом. Но тут началась
агрессия, агрессия,
которую развязали
"Юнайтед фрут",
госдепартамент, Фостер
Даллес — в общем-то это
одно и то же... Вот тогда я
понял главное: для того,
чтобы стать революционным
врачом, прежде всего нужна
революция...
|
|