Так или иначе тот гуманистический, этический пафос Че, который в свое время ощущался многими как “идеалистический уклон”, чудачество — если не хуже — и, конечно, вообще не воспринимался теми, кто удовлетворенно ставил знак “равенства между Че-теоретиком и Че-“фокистом”49, — в новой исторический ситуации стал главным, наверное, источником его созвучия нынешней жажде альтернативы — и солидарности, этической экономики и “новой эффективности”, политики и морали.

Другая особенность “послания” Э. Гевары, роднящая его с реальностями и поисками новой эпохи, связана с тем, что можно было бы назвать спецификой интернационализма Че. При этом я имею в виду не комплекс “латиноамериканской солидарности” — ведь для Э. Гевары (о чем говорят и основные даты его биографии) Родиной, “своей нацией” была вся Латинская Америка50, — но то экуменическое видение мира в целом — и “третьего мира” в особенности, — которое можно было бы определить как революционный глобализм”.

Видение, которое с такой четкостью и силой проявилось в его речи в Алжире, и в прощальном послании “Триконтинентали”, и в его последней, боливийской (по реальному осуществлению), латиноамериканско-вьетнамской (по замыслу) кампании...

В отличие от Хосе Марти — и Сандино, Мао и Ганди, Хо и даже Фиделя (а в известной мере и от такого интернационалиста в подлинном смысле слова, как Ленин) — Че не был прежде всего национальным революционером. Это связано и с “бродяжнической” траекторией его биографии, и с гуманистической обусловленностью его выбора, и с уникальным напластованием — и синтезом — культурных слоев51 в его становлении как личности и борца. И со сравнительной краткосрочностью пребывания Че на (национально-) государственных постах... Как никто из современных ему деятелей, Гевара чутко воспринимал проблемы, “флюиды” всех миров современности (“не принимая на веру” ни одну из их парадигм) и мира как целостности. Он был одним из первых носителей и глашатаев “мирового сознания”, революционной, левой тенденции этого сознания52. И соответственно строил на этой основе свое бытие. Учитывая (хотя, к сожалению, не всегда адекватно) национальный момент, но исходя из мирового (а не наоборот)53.

В середине XX века подобный подход был скорее исключением из правила и зачастую становился фактором неудач в конкретных политических ситуациях. Но “тридцать лет спустя” это мироощущение, отвечающее уже глубинным тенденциям новой эпохи, воспринимается по-иному.

Та же ценностная адекватность потребностям новой альтернативы просматривается в иных “нестандартных” установках и действиях Че, о которых говорилось раньше. Будь то антибюрократический синдром и категорическое отрицание фетишизации рынка, неприятие диктата мировых центров и догмы и санкционированных ими — через “географический фатализм” или “фатализм учебников” — “единственно возможных” путей развития; скепсис по отношению к “словам” (особенно не подкрепленных делом, практикой) — и культ неприукрашенной, “недисциплинированной” правды, проповеди примером; органическая — и рациональная ненависть к привилегиям в революционном обществе и беспощадная непочтительность его иронии, его сомнений.

Все эти черты — специфические и единичные — мировоззренческой и ценностной ориентации Че, включая элементы максимализма54 и утопизма, были отмечены печатью тенденций и противоречий “конца эпохи” — (60-х годов) и приближавшихся системных кризисов, ее завершивших55. В сумме и целостности своей они обладали, мне кажется, значительным потенциалом альтернативы (левой) по отношению к той (правой) тенденции решения этих кризисов, которая оказалась доминирующей в 80—90-е годы. Сегодня же именно из этих элементов и блоков “особенного” (по сути коммунистического) возникает — прежде всего на Западе, но и на Юге — то, что можно было бы (условно) назвать новым образом Че. Образом, который сосуществует и пока достаточно органически (и эффективно) взаимодействует с традиционным — антиимпериалистическим, “партизанским”56. Гуманистический путь к революции и марксизму — тезис необходимой одновременности решения социалистических (бытие) и коммунистических (сознание) задач — уход из государственной власти — такими предстают узловые моменты, преемственность, логика теоретико-политического пути “нового Че”. Фокусирующим моментом, кульминацией, катарсисом его жизни становятся послереволюционная деятельность Гевары на Кубе, его “третий выбор”57 (из власти — в геррилью), двадцать последних часов жизни. А ключевым символом/понятием — не автомат и “очаг”, а “новый человек” и “проповедь примером”.

Это образ “человека на все времена”, но вместе с тем — отвечающий конкретному мироощущению, альтернативным потребностям новой, нынешней эпохи.

Иными словами, “укорененный и очищенный” марксизм Че, “третье-мирский” в основе своей (но в самом универсальном, общечеловеческом своем выражении) марксизм 60-х годов оказался в чем-то существенно более близким альтернативным ценностям, осмыслению (и императивам практического решения) ряда узловых проблем конца XX века, нежели традиционные модели европейского и евразийского социализма. Будь то классический (и классовый) марксизм 1850—1890-х годов, ленинский (“социально-властный”, “инверсионный”) марксизм — или поссибилизм зрелой и поздней социал-демократии58. Особенно, подчеркнем это еще раз, поскольку речь идет о постановке этих вопросов.

Или точнее: Че — “героический партизан”, теоретик и практик “спрямления путей”, бросивший вызов неизмеримо более сильному противнику, понимал, “чувствовал” Ленина глубже и лучше, чем большинство революционеров да и реформистов XX века, был его убежденным последователем, наследником.

Вместе с тем нынешняя, новая притягательность его “послания” — это не только искренняя ностальгическая дань памяти революционера, павшего на полях борьбы, во многом уже становящейся достоянием истории, но и отражение поисков знамени новой борьбы, символа, вызова, объединяющих потребности новой эпохи (их общего знаменателя); связующего звена между новейшими и традиционными ценностями и тенденциями освободительной борьбы. “Послания”, которое объективно призвано стать важнейшим элементом нового альтернативного проекта.

И известное положение об “утопическом в формально-экономическом смысле слова”, которое “может оказаться истинным во всеобще-историческом плане”, если массовое сознание отвергнет победившую тенденцию как несправедливую, способно стать основополагающим при оценке потомками “послания” (и судьбы) Че в “новой эпохе”...

Об этом думалось, когда я глядел на тысячи людей, стекавшихся в бесконечную очередь, которая двигалась к площади Революции в Гаване.

Они пришли сюда в октябре 1997-го, чтобы проститься с останками Че. А может быть, чтобы вновь встретиться с ним. Шли со всех сторон, а потом многие часы стояли — семьями, компаниями, в одиночку, парами, из ближних и дальних районов Гаваны, быть может, приезжая из соседних провинций, чтобы увидеть шесть коротких деревянных ящиков, пройти перед ними, может, что-то сказать (или подумать) про себя и разойтись. Сначала оживленно разговаривая и даже смеясь, потом — в нарастающем молчании. Тысячи детей — до года — на руках у матерей, реже отцов; после — держась за их руку, потом — дворовыми, школьными, приятельскими компаниями... Взрослые — всех возрастов, занятий, цветов кожи, с обнаженными пупками и католическими крестиками (или с тем над другим); военные — курсанты, солдаты, полковники; ветераны, старухи, старики — и снова молодежь, молодежь. Одеты нарядно и повседневно. Горячие сторонники режима и (можно не сомневаться — есть и такие) его критики. Без лозунгов, транспарантов, знамен. Без музыки и речевок, без вождей на трибунах и военной техники. Двигалось (или останавливалось) два, три, четыре часа обычное население гаванских улиц. Серьезные (но не грустные), усталые лица, “оттаявшие” в атмосфере — некогда привычной — “единства чувств”. Люди (не масса), ощущающие себя — как никогда в последние годы — народом, скрепленные где-то под плотью повседневных забот (или над нею) общей благодарностью и любовью, уважением и надеждой. Образом-идеалом, не потускневшим за тридцать лет. И каких лет!

...Так бы и продолжалось — по Маяковскому, — но почему-то в голову приходит иное. Другая распечатка из словаря (того же) следующего тысячелетия. Такая же объективная, бесстрастная и почти бесспорная — во всяком случае для атеиста (и читателя “Мастера и Маргариты”).

“Иешуа Га-Ноцри, более известен как Иисус Христос (греч.); родился в конце 1-го в. до н. э. в Иудее. Один из крупнейших религиозных деятелей античности, основоположник христианства. Казнен в начале 30-х гг. до н. э. в Иерусалиме местными властями при попустительстве и участии Имперской администрации. Хотя проповедническая деятельность И X. продолжалась лишь несколько лет, ее воздействие на общественное сознание (религиозное, культурное, политическое) и развитие человечества распространилось на два последующих тысячелетия...”

Далеко могут завести впечатления от октябрьской Гаваны.

Но, возвращаясь с Кубы к глобальной — или западной — реальности сегодняшнего дня, следует признать и другое.

Нынешняя притягательность, подчас граничащая с религиозной, фигуры Э. Гевары (прежде всего — для молодежи) объясняется не только “жаждой альтернативы”, но и изъянами, узкими местами процесса ее поиска, сопротивлением исторического материала.

В силу причин, объяснение которых не вышло пока из стадии гипотез, ни цельный глобальный проект “наиновейшего капитализма”, ни проект, призванный противостоять ему, пока не кристаллизуются, не схватываются. В известном смысле — все более запаздывают59.

В этой-то исторической ситуации — и перед лицом беспримерного (по интенсивности, организованности, широте фронта) наступления “постисторического” неолиберализма60 — послание, сведенное к мифу, имя, облик Че становятся своеобразным “окопом”, бастионом сопротивления. Провозглашением несогласия, вызова, бунта, бразильской “бананы” — и потребности в “кислороде” — чуде солидарности и чуде свободы, как бы заменяющих пока не сформировавшийся “позитив” (альтернативный проект).

Я думаю, что даже в подобных формах сопротивление предпочтительнее конформизма (или эскапизма), — тем более что пока оно не “выводит в свисток” пар протеста...

И все же Че не простил бы своим единомышленникам из “следующих эпох”, если протест ограничится этим. Если и в XXI веке его имя, его портреты, его культ останутся чуть ли не единственным элементом альтернативного сознания — и альтернативного действия. Если только это смогут противопоставить экспансии нового — постиндустриального, глобализованного и фрагментирующего — капитализма, опасностям, сопряженным с утверждением его неолиберального варианта. Если сегодняшние бастионы сопротивления превратятся в его бункеры. Если символы контркультуры периода отлива не станут плацдармами нового наступления сил новой альтернативы...

"Свободная мысль"

 
49 Сторонником создания “очагов” революционного, партизанского движения.

50 За этот “грех дальнозоркости” он заплатил — по высшему счету — в Боливии.

51 Европейского (аргентинского), особо — испанского (от антифашистского — 30-х годов до Дон-Кихота), латиноамериканского (годы странствий — и Куба); политических культур “третьего” и “второго” миров (1959—1965).

52 Впрочем, лишь эта тенденция тогда и существовала. Примат национального ни справа, ни в “центре” (включая и коммунистическое движение) под сомнение в 60-е годы не ставился.

53 Участие во главе отряда кубинских добровольцев в антиимпериалистической борьбе в Африке и организация революционного “очага” в центре Южной Америки с целью оттянуть силы (и усилия) США из Вьетнама символизировали и воплощали именно такой подход.

54 Прежде всего в оценке возможностей человека и вытекающей отсюда требовательности к соратникам.

55 В данном случае речь идет о системных (структурных) кризисах (70—90-х годов) в “первом” и “втором” мирах. Анализ личности и мировоззрения Че под углом зрения цивилизационного кризиса конца века — тема опять-таки особая

56 В “третьем мире” — включая значительную часть Латинской Америки — традиционный образ Че, вероятно, остается преобладающим.

57 Первым таким выбором Э. Гевары, прервавшим инерцию его прежней жизни, стал отказ от карьеры преуспевающего врача в аргентинской столице, вторым — отказ от столь распространенной в Латинской Америке роли профессионального политического эмигранта, уповающего на ход истории (Мексика, 1955).

58 Соотношение геваризма и раннего марксизма — с одной стороны; геваризма и анархизма — с другой; геваризма и теоретического наследия Л. Троцкого -т- с третьей, представляются темами отдельного, потенциально весьма содержательного исследования. В первом как преобладающие выступают отношения ученика и учителя; в иных — элементы притяжении, дискуссий, попыток синтеза. То же можно сказать и о влиянии на Че иных советских теоретиков 20-х годов, а также послевоенных европейских философов (Ж.-П. Сартр). Наконец особой — и злободневной — проблемой видится анализ собственно коммунистического и христианского в концепциях Че.

59 По отношению к сложившейся уже к середине 80-х годов технико-экономической (микропроцессорно-сетевой, информационной) парадигме.

60 “Речь идет об идеологическом усилии в мировом масштабе, подобного которому капитализм не предпринимал никогда в прошлом. О цельной, последовательной, активистской (militante) доктрине, полной решимости преобразовать мир в соответствии с представлениями ее авторов. О чем-то более похожем на идеологическую практику прежнего коммунистического движения, чем на вялый, широкий эклектический либерализм прошлого века” (Perry Anderson. Conferencia en la Universidad de ld Habana. 1995, p.38).