Случайная встреча в Эквадоре. Начинается история „Че", который потом закалится под бомбежками.
Позади остались озеро Титикака, территория Перу. Эрнесто прибывает в эквадорский город Гуаякиль и здесь встречается с аргентинским эмигрантом доктором Рикардо Рохо. Встреча эта абсолютно случайна. В то время Рохо стоит почти полностью на радикально левых позициях (впоследствии, ослепленный идеями Фрондиси, он становится одним из его идеологов и соратников). Рохо беседует с Эрнесто Геварой де ла Серна о событиях в Гватемале, где президент Хакобо Арбенс Гусман создал прогрессивное правительство и проводит аграрную реформу в ущерб американской компании "Юнайтед фрут". Гевара слушает с интересом, и, судя по всему, именно этот разговор побуждает его изменить маршрут и отказаться от поездки в Венесуэлу.
Рохо без особого труда убедил Эрнесто Гевару де ла Серна, что Гватемала представляет больший интерес, чем Венесуэла.
Эрнесто Гевара де ла Серна приезжает в Гватемалу в декабре 1953 года. Вот тут-то и начинается история "ЧЕ". Это короткое междометие, часто употребляемое аргентинцами в разговоре, служило в ту пору жителям Центральной Америки чем-то вроде обращения к любоиу аргентинцу. Очевидно, жители Центральной Америки поначалу звали его просто "че", а потом — Че. Он не возражает и даже превращает эту частицу в собственное имя и прославляет ее своим подвигом. Ныне, по крайней мере в Латинской Америке, Че — не только имя Эрнесто Гевары де ла Серна, это еще и определенная жизненная позиция. Гевара с удовольствием принял это имя.
ЧЕ: "Для меня "Че" означает самое важное, самое дорогое в моей жизни. Как же оно могло мне не понравиться? Совсем наоборот. Ведь имя и фамилия — это нечто маленькое, частное, незначительное", — говорит он в конце 1963 года.
Но ровно за 10 лет до этого он еще только прибывает в Гватемалу, и его только начинают называть Че. Естественно, что в Гватемалу он въезжает без гроша в кармане. Он — врач, но его диплом в другой стране недействителен, и чтобы практиковать, он должен выполнить ряд формальностей. Эрнесто пренебрегает этой бюрократической возней, которая к тому же отняла бы не меньше года.
ИЛЬДА ГАДEА: Из Эквадора в Панаму он добирается на самолете, но ехать дальше не может — нет денег. Приходится часть книг продать, часть заложить. В Гватемале он пишет ряд статей в один из журналов. Статьи о Мачу-Пикчу.
Очевидно, он находит практическое применение своему дневнику, но деньги зарабатывает не только пером.
ИЛЬДА: Чтобы заработать на хлеб насущный, он берется за самые разнообразные дела. Одно время он вместе с кубинцами подрабатывает на торговле во внутренних, районах страны.
Ильда Гадеа — перуанка, в то время находившаяся в эмиграции в Гватемале. Здесь с ней и знакомится Че. Впоследствии она сыграет большую роль в его жизни. В Гватемале он знакомится и с другими эмигрантами, в частности с кубинцами.
ДАРИО ЛОПЕС: Впервые я встретился с ним в Гватемале; он—в рваных ботинках, всегда в одном и том же костюме.
МАРИО ДАЛЬМАУ: Че пришел еще с одним аргентинцем (Рохо?) в нaш пансионат, они хотели познакомиться с нами, кубинцами
Вот каким предстает в этой истории империализм под псевдонимом „Дуайт Эйзенхауэр".
В то время в Гватемале было немало кубинцев, уцелевших после нападения на казармы в Байямо и Монкада. Среди них Ньико Ло-пес, погибший затем после высадки с "Гранмы". Необходимость проявляется в цепи случайностей: если бы Че не заключил дружеский договор с Гранадосом, он не отправился бы во второе путешествие; если бы во время этого путешествия он не встретился с Рикардо Рохо, не поехал бы в Гватемалу; если бы в Гватемале он не познакомился с Ильдой Гадеа и Ньико Лопесом...
Но тем временем в Гватемале назревает драма.
ДУАЙТ ЭЙЗЕНХАУЭР: "В то время в Гватемалу был назначен новый посол — Джон Пэрифуа. Он был послом в Греции и там узнал тактику коммунистов. Пэрифуа быстро пришел к совершенно определенному выводу относительно характера правительства Арбенса".
ДЖОН ПЭРИФУА: "Мне показалось, что этот человек (Арбенс) думал и говорил как коммунист, и если это не было выражено прямо, то могло сказаться впоследствии. Об этом я информировал Даллеса (Фостера Даллеса, автора "политики на грани войны"), который в свою очередь доложил президенту (Эйзенхауэру)".
Разумеется, в то десятилетие такое объяснение могло сойти за публичное оправдание — довольно широкие круги общественности еще давали запугать себя призраком коммунистической опасности. Однако причина американской агрессии против Гватемалы выглядела более прозаично: 24 февраля 1968 года президент Арбенс экспроприировал 225 тысяч акров необрабатываемой земли, принадлежащей "Юнайтед фрут компани". Для вторжения в Гватемалу Соединенные Штаты обучили и вооружили 1200 наемников, которых они принудили пересечь границу. В один из вечеров, еще до агрессии, Ильда Гадеа знакомит с Че Ньико Лопеса, Что касается теории, Че уже определился.
ДАЛЬМАУ: В это время у него уже довольно ясное марксистское мировоззрение. Он проштудировал Маркса и Ленина. Прочитал целую библиотеку марксистской литературы.
Определился Че и в том, что касается практики:
ИЛЬДА: Он просит, чтобы его отправили в район боев, но никто на него не обращает внимания. Тогда он пристраивается к группам противовоздушной обороны города, помогает им во время бомбежек, перевозит оружие...
ДАЛЬМАУ: Вместе с членами организации Демократическая молодежь он несет караульную службу среди пожаров и разрывов бомб, подвергая себя смертельной опасности.
ЧЕ: "Когда началось североамериканское вторжение, я попытался собрать группу таких же молодых людей, как я сам, чтобы дать отпор "фруктовым" авантюристам. В Гватемале надо было сражаться, но почти никто не сражался. Надо было сопротивляться, но почти никто не хотел это делать" (Из интервью, данного Хорхе Рикардо Масетти в Сьерра-Маэстре).
Глава, в которой описывается поражение и делается вывод: чтобы стать революционным врачом, прежде всего нужна революция.
Сопротивления нет. Пэрифуа вызывает военачальников правительства Арбенса и прямо в посольстве США требует, что они немедленно капитулировали. Арбенс объявляет о своей отставке и укрывается в мексиканском посольстве. Че и несколько кубинцев ищут убежища в посольстве Аргентины.
ДАЛЬМАУ: Гевару, меня и другого кубинца — Вегу помещают в консульстве. Затем посольство отделяет тех, кого считает коммунистами, от умеренных. Че попадает в число коммунистов, и его выселяют из консульства.
ИЛЬДА: Среди укрывшихся в посольстве Аргентины 13 человек считаются коммунистами, и среди них Че.
Перон, в то время еще президент Аргентины, посылает военный транспортный самолет, чтобы вывезти из Гватемалы попросивших убежища. Че отказывается лететь — он не хочет возвращаться в Буэнос-Айрес. Ему представляется возможность выехать на Гватемалы по суше в Мексику. В сентябре 1964 года он садится в поезд и едет в Тапа-чулу. По дороге знакомится с гватемальским эмигрантом Хулио Роберто Касересом Валье по прозвищу "Патохо". Они становятся друзьями.
ЧЕ: "У Патохо совсем не было денег, у меня — несколько песо. Я купил фотоаппарат, и мы стали контрабандой делать снимки в парках. Печатать карточки нам помогал один мексиканец, владелец маленькой фотолаборатории. Мы познакомились с Мехико, исходив его пешком вдоль и поперек, пытаясь всучить клиентам свои неважные фотографии. Сколько приходилось убеждать, уговаривать, что у сфотографированного нами ребенка очень симпатичный вид и что, право, за такую прелесть стоит заплатить мексиканский песо. Этим ремеслом мы кормились несколько месяцев. Понемногу наши дела налаживались..."
Мотания по городу в погоне за песо не отвлекали Гевару от его интеллектуальных и политических интересов.
ДАЛЬМАУ: Я вспоминаю его статью в газете... Мне хорошо запомнился заголовок: "Я видел свержение Хакобо Арбенса". Эта статья на деле свидетельствовала о/ решимости Че принять участие в борьбе Американского континента против вмешательства империализма в дела Гватемалы.
ЛОПЕС (ДАРИО): Помнится, я тоже читал странички, которые он редактировал: их было что-то около четырнадцати. Это был рассказ о том, что он видел в Гватемале, когда наемники империализма свергли Хакобо Арбенса.
ИЛЬДА: Гватемальские события окончательно убеждают его, что против империализма нужно вести вооруженную наступательную борьбу. Это становится его твердым убеждением.
ЧЕ: Почти всем известно, что я начал свою самостоятельную жизнь в качестве врача несколько лет назад (это он говорит в 1960 году). Но когда я еще только приступал к изучению медицины, большинство взглядов, которые присущи мне сейчас как революционеру, отсутствовали в арсенале моих идеалов. Я, как и все, хотел одерживать победы, мечтал стать знаменитым исследователем... добиться чего-то такого, что пошло бы на пользу человечеству. В силу обстоятельств и, наверное, благодаря своему характеру я начал путешествовать по Американскому континенту и хорошо узнал его... Путешествия мои проходили в таких условиях, что я смог тесно соприкоснуться с нищетой, голодом, болезнями, я видел, как не могут вылечить ребенка, потому что нет средств; как люди доходят до скотского состояния из-за постоянного чувства голода и обиды... И я понял, что есть задача, не менее важная, чем стать знаменитым исследователем или сделать существенный вклад в медицинскую науку, — она состоит в том, чтобы прийти на помощь этим людям... После долгих странствий, находясь в Гватемале, Гватемале Арбенса, я попытался сделать ряд заметок, чтобы выработать нормы поведения революционного врача. Я попытался разобраться: что же необходимо для того, чтобы стать революционным врачом. Но тут началась агрессия, агрессия, которую развязали "Юнайтед фрут", госдепартамент, Фостер Даллес — в общем-то это одно и то же... Вот тогда я понял главное: для того, чтобы стать революционным врачом, прежде всего нужна революция...
[стр.1 ][стр.2 ][стр.3 ][стр.4 ]
|